Для чего на самом деле нужны были ковры в квартирах в Советском Союзе

Эпатаж в советском интерьере

Множество предметов, произведенных в советский период, получится отыскать только на заброшенных чердаках или в раритетных коллекциях. Но не только предметы быта вызывают удивление или смех на лицах молодых людей, живущих в 21 веке. Множество того, что когда-то казалось людям модным и красивым, сегодня именуют популярным словом «эпатаж». Можно выделить 5 предметов, которые вызывают наибольшее удивление на лицах молодого поколения.

Первое, что бросается в глаза при просмотре фотографий периода СССР – ковры на стенах, которые по праву лидируют в рейтинге «Советский эпатаж». Полотно с изображением оленей, натюрмортов использовалось с декоративной целью и… для экономии обоев. Также причиной оригинальной декорации становились холодные стены (роль теплоизолятора) и шумные соседи (роль шумоизолятора).

Советский дизайн у молодежи вызывает смех или удивление

Советский дизайн можно осовременить

В таком дизайне есть много непонятных вещей

Второе почетное место в рейтинге эпатажных предметов советского времени являлась швейная машинка с ножным приводов, служащая «помощницей» в рукоделии и местом хранения обуви. Поверх нее обычно застилали скатерть, после чего прибор превращался в рабочий стол. Третьим предметом, которым можно удивить сегодняшних школьников, является телевизор или радиола на ножках (как у табуретки).

Четвертая позиция рейтинга заслуженно достается ажурным салфеткам, которыми укрывали не только стол, стулья, но и ранее упоминаемые телевизор, радиолу. С 30-х годов прошлого века ажурное, зачастую самодельное украшение, использовалось как декор для подушек, верха шкафов и сервантов. Замыкает пятерку сервант или как его еще именуют – «буфет». Этот предмет мебели служил местом хранения сервизов производства Ленинградского фарфорового завода (или другой праздничной посуды), семейных фотографий, иногда – денег. Подобные вещи складывали в верхнюю часть серванта со стеклянными вставками в дверцах – чтобы все видели «богатство» семьи, в нижней же части буфета, за деревянными дверцами скрывались полотенца, одежда и другие ценности (например, запрещенная Библия или банки с огурцами).

Стены обычно украшали картинами, календарями или плакатами

Обои обычно были полосатые либо в цветочек

Начало массового производства

В шестидесятых началось массовое производство типовой советской мебели, необходимость в которой возникла, когда началось расселение «коммуналок» и переезд семей в «хрущевки». В 1992 был создан даже специальный Институт мебели (ВПКТИМ), который должен был проектировать типовую мебель, но на деле просто копировал наработки «загнивающего Запада» (даже той самой шведской IKEA, которая производила собираемую мебель, транспортируемую в упаковках, уже в 1950-х годах).

Словом, советские проектировщики начали создавать «квадратную» мебель по примеру развитых стран, которая была многофункциональной и вписывалась в маленькие квартиры. К примеру, в шкафу — в разных его отделениях – могли хранить и документы, и посуду, и белье. Если квартира была большой, для этих целей приобретались отдельные шкафы, комоды.

Вот как должна была выглядеть идеальная квартира шестидесятых (по эскизам конструкторов).

Идеальная квартира шестидесятых годов

Но реальность больше напоминала что-то такое. Мебельные поверхности, которые покрыты блестящим твердым лаком, были тогда особым шиком. В шестидесятых-семидесятых подобные серванты, после окрашенных кисточками комодов, выглядели дорого и красиво – их ставили в лучшем месте комнаты, а внутри хранили хрусталь и дорогие сервизы, которыми очень редко пользовались (либо не пользовались вообще).

Так квартиры выглядели в реальности

Примерно тогда же в квартирах стали появляться полированные «стенки». Качественными считались те «стенки», которые делали в соцлагере, но в ПНР, ГДР или Румынии, а не на территории СССР. Устанавливали «стенки» в самой большой комнате, они были многофункциональными – использовались для хранения одежды, книг, сервизов и прочего. Застекленные полки украшались красивыми картинками или фотографиями.

Огромной популярностью пользовались «стенки»

Мягкая мебель тех времен выглядела, откровенно говоря, страшновато. Было видно, что советские дизайнеры старались скопировать образцы мебели из западных каталогов, но при этом в глаза эту мебель не видели. Плюс ко всему, накладывалась местная производственная специфика (дефицит материалов и т. д.). Словом, как-то так.

Советская мягкая мебель

Также в советских квартирах очень часто встречались ковры – люди вешали их на стену преимущественно для звукоизоляции (но это уже другая история).

Ковры были к важдой советской квартире

Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь…

Особенно ярко эти настроения 1970-х отразились в фильме Владимира Фетина «Сладкая женщина». Героиня Натальи Гундаревой – работница кондитерской фабрики – по мысли создателей, законченная мещанка. Ничто в жизни не волнует Анну Доброхотову больше, чем вещи – их покупка, обмен, блат. Само собой, в квартире Доброхотовой сразу несколько ковров. На полу можно заметить ковер с орнаментом, а на стене – гобелен с романтическим пейзажем. Довершают «мещанский интерьер» огромные золоченые подушки, как из дворца какого-нибудь падишаха.

Советские кинематографисты ударили сатирой по мещанству

Поучительный советский кинематограф, конечно, наказывает Доброхотову – в финале она остается одна, отверженная и «трудовым коллективом», и любимым мужчиной. Лицемерие такой позиции заключается в том, что в реальности большие начальники и партийный чины уже давно жили на широкую ногу: отоваривались в спецмагазинах, ездили на дорогих машинах и отдыхали в лучших санаториях. Для простых советских людей эти блага были недоступны, а дефицит простейших товаров вроде туалетной бумаги только распалял страсть к накопительству и любовь к коврам.

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь в Пергамском музее Берлина – Lestat (CC BY-SA 2.5)

Среди музейных трофеев оказался и огромный алтарь Зевса из города Пергам, украшенный массивным фризом с изображением битвы богов и гигантов. Считается, что о нем упоминал в Откровении Иоанн Богослов, называя жертвенник «престолом Сатаны». Алтарь обнаружил в XIX веке немецкий археолог Карл Хуман и перевез в Германию, а к 1920 году для античной реликвии построили специальный музей в Берлине.

После войны Пергамский алтарь вывезли в Санкт-Петербург – 13 лет он находился в хранилище Эрмитажа, и лишь в 1954 году его смогли увидеть зрители. Еще через четыре года жертвенник вернули в Германию – и по сей день алтарь находится в берлинском Пергамон-музее, а для СССР создали гипсовую копию реликвии. С 2002 года она экспонируется в художественно-промышленной академии имени Штиглица в Петербурге.

Что делать со старыми коврами

Если приелись картинки с животными, хочется избавиться, не стоит сразу выбрасывать.


Ковер стелют на пол, используют для иных целей

Если рисунок красочен, а материал не сильно износился, используют как красивый материал для декоративных чехлов подушек. Делается просто:

  1. Выбрать подушку под чехол.
  2. Отметить на ковре участки по размерам подушки. Желательно чтобы рисунок с животным оказался точно посередине, а использовать куски, подходящие по масштабу.
  3. Вырезать две части наволочки и прострочить на швейной машинке с трехх сторон.
  4. Четвертую сторону, где чехол надевается на подушку, делают с резинкой. Берут красивую джут-резинку, как на одеждах современных моделей. Выворачивают наволочку наизнанку, сгибают по краям и прострачивают.
  5. После готовности контура для резинки, шнур протягивают, используя булавку.

Способ применения для старых советских ковров. Причем декорируют  чехлами не только классические стилистические направления интерьера.

Заинтересовались украшением подушек? На видео показано, как делают другим способом.

Если ковер сильно износился, делают придверный коврик. Берется старое прорезиненное ковровое покрытие и изготавливается двухслойное изделие с резиной основой и поверхностью из рисунков с животными.


Изображение оленей – то, что многие люди видели каждый день перед сном

Ковер в СССР произвел «бум». Многие стояли в очередях, чтобы приобрести к в квартиру красивый и практичный палас или покрытие на стену. Но время беспощадно, сегодня старые решения не в моде.

Средняя оценка

оценок более 0

Поделиться ссылкой

В современном интерьере

Сегодня ковры уже не являются символом престижа, к тому же нынешнее поколение не испытывает столь сильной потребности в демонстрации своего благосостояния. Главная задача современного интерьера – отразить характер своего владельца, оставшись функциональным и гармоничным. Именно поэтому качественные и отлично сохранившиеся советские изделия снимают со стен, относят в химчистку и кладут на пол.

Ковры великолепно смотрятся в скандинавском стиле, эклектике и даже лофте. Но мода циклична, поэтому всё большую популярность приобретают и настенные ковры – правда, не советские, а дизайнерские или в виде гобеленов.

В Советском Союзе красочные тканые полотна, размещённые на стене, стали настоящим символом эпохи. Как видим, существовало множество весомых причин, чтобы располагать их столь нетрадиционным способом.

Какие ковры висели на стенах

Достать ковёр с ворсом в те не столь далёкие времена было необычайно трудно, так что большинству приходилось довольствоваться тонкими ковриками с картинками оленей, лебедей или пейзажей.

Их выпускали во всех советских республиках, но больше всего ценились изделия из Туркмении, Азербайджана, Грузии. А если кому-то посчастливилось приобрести турецкий, бельгийский или немецкий ковёр – это было необычайно престижно. О персидском могли мечтать разве что семьи коммунистов высшего эшелона, а не простые рабочие, крестьяне и интеллигенция, которой в то время вообще отводилась роль прослойки общества. Да и стоили они на порядок выше.

«Большая химия»

Ковер «Большая Химия». РСФСР, Московская область, г. Люберцы, 1968 г. Московское производственное ковровое объединение. Люберецкий ковровый комбинат. Автор Шестакова Л.Д. Шерстяные нити; ткачество машинное ворсовое; 176 × 96 см

«Большая химия СССР» — так полуофициально назывался в Советском Союзе грандиозный по масштабам долгосрочный (1958–1980 годы) народнохозяйственный проект создания инновационной химической индустрии. Забавно, но развитие индустрии синтетических волокон в рамках этой программы позволило в том числе открыть или перевооружить множество ковровых комбинатов по всему Советскому Союзу.

Зачем в СССР вешали ковры на стены

Ковёр, как и много других вещей в Советском Союзе, был дефицитом. Достав текстильное изделие по блату или по записи в магазине, хозяева квартиры необычайно гордились приобретением, и, естественно, хотели, чтобы их гордость разделили гости, поэтому и вешали недешёвую вещь в комнате на самом видном месте.

Но кроме зависти близких и знакомых, ковёр выполнял ещё и практические функции. Повесив его на стену, семья убивала сразу несколько зайцев. Во-первых, экономила на не менее дефицитных в то время обоях. Ведь под ковром их можно было не клеить. Старые оборванные и выцветшие обои тоже можно было не переклеивать, а просто завесить ковром.

Если обоев для стен достать не удавалось, их белили, и эти белила брались к рукам и одежде. В этом случае ковёр играл роль защиты от вымарывания побелкой.

Это сейчас строители выравнивают стены до идеально гладких. А в то время нужно было выполнять 5-летку досрочно, вот и лепили по-быстренькому дома, стены и потолки в которых были кривыми до ужаса. И вот как раз ковёр на одной стене и мебельная стенка на другой были призваны скрыть огрехи криворуких строителей.

Во-вторых, хрущёвки, которые в 70–80-х годах прошлого столетия росли, как грибы, имели очень плохую звукоизоляцию, так что ковёр на стене, совмещённой с соседями, немного приглушал звуки жизнедеятельности из соседней квартиры. Голоса хоть и были слышны, но слов благодаря ковру было уже не разобрать.

В-третьих, ковёр, повешенный на стену в спальне возле кровати, согревал её и позволял прислониться к стене в межсезонье, пока отопление не включили, да и суровой холодной зимой был нелишним.

Почему люди упорно вешали ковры

Ответим на вопрос о популярности любого предмета в СССР без запинки. В разное время возникали волны популярности какого-нибудь элемента быта. С коврами по популярности были сравнимы хрусталь, мебель из республик-соседок.


Ковров мало не бывает

Несколько причин, почему ковры нравились владельцам квартир:

  • Престиж. Время было интересное. Ограниченность выбора и денежных средств людей не пугало. Каждый пытался доказать соседям, родственникам, что живет в достатке. Ковер в доме считался признаком финансового благополучия, несколько изделий – зажиточности.
  • Шумоизоляция. Стены «хрущевки» не обеспечивали должную звукоизоляцию, поэтому использование на стенах дополнительного гасителя вибрации и звука помогало сохранить приватность.
  • Дефицит товара. Банальная ограниченность в выборе элементов декора и вещей в магазине, приводила к появлению сезонных популярных вещей. Если купить нечего, а деньги требуется потратить, поэтому скупали что дают.

Так или иначе, а ковер с оленями или узорами имел большой успех в СССР.

Коллекция Отто Кребса

Поль Сезанн. Купальщицы – Эрмитаж

Среди трофейного искусства были и произведения импрессионистов. В своем доме под Веймаром предприниматель Отто Кребс собрал исключительную коллекцию Ван Гога, Сезанна, Гогена, Писсарро, Моне и других художников. Весной 1945-го в его особняке разместилась Советская военная администрация в Германии. Тогда-то наши солдаты и обнаружили в подвале специальное хранилище. Внутри их ожидал сюрприз: полная опись коллекции и сами шедевры, в полном соответствии со списком. 102 картины и 13 рисунков, восемь скульптур, дюжина фарфоровых изделий.

Эрмитажные сотрудники, получившие собрание Кребса, сразу поняли: перед ними не просто коллекция, а настоящий мини-музей, настолько превосходными были работы. С 1949 по 1996 год собрание находилось в запасниках Эрмитажа, далее его выставили здесь же в составе музейной коллекции.

Предметы, составляющие советский стиль

Сегодня многие рассказы старшего поколения вызывают у молодежи недоумение и улыбки. Тинейджеры не понимают, как можно было гордиться или восхищаться некоторыми предметами из домашней обстановки заката социализма. А между тем точную копию оформления из советского прошлого можно найти и в сегодняшних квартирах.

Советский интерьер, оформленный в спальне двухкомнатной квартирыИсточник mrrestavrator.ru

И это не вчера созданный ретро стиль. Просто обстановка в доме поменяла уже пару поколений. И поскольку она создавалась из-за практичности, а еще и не лишена своеобразной привлекательности, то ее годами не переделывали. А ко многим предметам из того времени применяют такое слово, как «эпатаж».

На сегодня это вызов чрезмерной роскоши скороспелых нуворишей. А в прошлом столетии так пытались бунтовать против всеобщей бедности. И по сути современный советский интерьер включает в себя несколько обязательных определенных предметов.

Советский интерьер 70-х

Молодому поколению может показаться, что в СССР, независимо от десятилетия (40-е, 50-е, 70-е годы) все в домах было одинаково. Но, люди, жившие в советское время, хорошо помнят мельчайшие детали интерьера. В 70-х годах прошлого века произошел прорыв в архитектуре – в городах стали строить дома «брежневки», имевшие не менее 9 этажей, оснащенные комфортными новинками – мусоропроводом и лифтом. Сами авторы задумки именовали квартиры в таких постройках улучшенным вариантом «хрущевок».

Квартиры, построенные в 70-х годах, имеют от 1 до 5 комнат, низкие потолки и тесную кухню (7-9 кв.м.). С интерьером «брежневок» можно частично ознакомиться при просмотре фильма «Москва слезам не верит»: беленые потолки, на стенах – обои с геометрическим рисунком или в полоску светло-коричневого цвета, на полу – березовый паркет. Остановка гостиной незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван и два кресла, рядом – журнальный столик или полированный стол, который по праздникам раскладывался. В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф.

В 70-х годах начали строить дома

Гостиная незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван

В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф

На стенах в интерьерах 70-х годов обязательно должны висеть ковры, в серванте – стоять рыбки (те самые синие, которые до сих пор хранятся у некоторых людей), а под потолком сверкает трехъярусная люстра с висюльками «под хрусталь» (из банального пластика). Стены в квартирах эпохи 70-х, да и в 80-х украшают календари, плакаты с изображением советских артистов.

В те времена все было однотонным и скучным

На стенах обычно вешали календари и плакаты

Кинофонд Рейхсфильмархива

Кадр из фильма “Серенада Солнечной долины” – Х. Брюс Хамберстоун/20th Century Fox, 1941

В конце 1940-начале 1950-х на экранах советских кинотеатров появились иностранные фильмы – среди военных трофеев оказалась обширная коллекция Рейхсфильмархива. К 1945 году в его фондах насчитывалось больше 17 тысяч картин, причем не только немецкого производства, там хранились копии из киноархивов Франции, Норвегии, Югославии, Польши и даже США.

Больше шести тысяч фильмов в итоге перешли советскому Госфильмофонду, а оттуда многие перекочевали на киноэкраны. Например, «Большой вальс», «Серенада Солнечной долины», «Сто мужчин и одна девушка», музыкальные фильмы с Карузо, приключенческие с Эриком Штрогеймом.

Многие перед показом отсматривал сам Иосиф Сталин. Некоторых картинах перемонтировали, меняя финал или убирая все «вредное» для советского человека, даже название. Показ предваряли специальные титры: «взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году».

Дизайн современной квартиры в советском стиле

Кантри, прованс, модерн – эти стили поднадоели людям, любящим необычные эксперименты. Советский интерьер в современной интерпретации – это вычурно и оригинально. В одной из комнат или во всем доме можно создать обстановку периода СССР различных годов. Таблица сочетания цветов поможет в этом.

Основной цвет

Дополнительные цвета

Контраст

Зеленый

Коричневый, белый

Розовый, красный

Синий

Белый, красный

Оранжевый, желтый

Светло-коричневый

Оливковый, красный, зеленый, бордовый

Синий

Белый

Пурпурный, золотистый

Фиолетовый

Серый

Голубой, синий, белый, бежевый

Красный, зеленый

Советский дизайн можно без проблем осовременить

На стенах обычно вешали ковры

Использование ковров в современном дизайне

У многих на даче или в подсобке пылится старенький ковер, попробуем его использовать.


В современном интерьере настенный декор используют как напольный палас

Для современных стилистических направлений данный элемент декора неуместен. Но для изменения стиля дома или квартиры, ретро-ковер применим в следующих стилистических направлениях:

  • кантри;
  • винтаж.

Повесить палас с животными оптимально в охотничьем домике, в детской комнате возможно. Детей порадуют красивые рисунки медведей, тигров, оленей, других животных.

Кантри и винтаж – веяния классического стилистического направления. Применение настенным рисункам оленей можно найти и в других веяниях – этнических.

Олень – млекопитающее животное, водится на бескрайнем севере, встречается в Скандинавии. Для скандинавского этнического стиля будет весьма кстати. Назвать данный стиль классическим для Советского Союза нельзя, скорее новшество последних лет.

Для украшения помещений в скандинавском стиле подойдет ковер с рисунками голубого, синего. зеленого, белого цвета. Указанные оттенки перекликаются с элементами природы и этноса Скандинавии: зеленые бескрайние хвойные леса и яркие синие озера и моря на белоснежных просторах под голубым небом.

Для рустикального стиля характерно использование на полу ковров из шкур животных, большое количество каменных покрытий и дерева. Вольется в интерьер такого помещения и покрытие с рисунком животных.

Материал ковров

Чтобы охарактеризовать элементы декора прошлого, встречающиеся в домах и поныне, рассмотрим материалы, используемые для изготовления.


Набор узоров был невелик

Прежде всего, отметим натуральные материалы.

Шелк

Начнем с самого дорого вида натурального сырья. Многие скажут, что ковры шелковыми не были. Но высокие чины и состоятельные личности покупали самые дорогие виды ковров из шелкового материала. Шелк наиболее красивый тип материала. Ковер получается мягким и эластичным, приятным на ощупь.

Хлопок

Хлопковые на 100% ковры не встретишь по причине неиспользования материала для вязания узлов. Изделия на хлопковой основе имелись. Отличия хлопка – недорогая цена и нерастягиваемая структура позволяли. использовать для изготовления советских ковров.

Шерсть

Большинство моделей состояли на 100% процентов из шерсти. Шерсть не характеризуется прочностью и долговечностью, теряет цвет и истирается, но шерстяные ковры заполнили собой страну. Такие изделия очень теплые и отлично гасят звук.

Большинство моделей состояли на 100% процентов из шерсти. Материал не характеризуется прочностью и долговечностью, теряет цвет, истирается, но шерстяные ковры заполнили страну. Изделия теплые, отлично гасят звук.

Синтетика

Помимо натурального сырья, использовали синтетические материалы. Для машинной обработки — лучшее решение.

Вот несколько синтетических материалов, используемых для изготовления паласов.

  • Вискоза. Материал сравнивают с шелком, называют синтетическим аналогом. Получают вискозу из древесной целлюлозы.
  • Акрил. Если вискоза напоминает шелк, акриловые изделия сравнивают с шерстяными. Ковры мягкие, но не становятся причиной аллергии у людей. Акрил сегодня служит упрочняющим элементом шерстяных ковров.
  • Полипропилен. Влагостойкий, прочный, гипоаллергенный материал, широко используемый в создании ковровых покрытий.

У советских моделей настенных покрытий и паласов существовал широкий перечень используемых материалов.

Выкручивались, как могли?

До начала шестидесятых в Союзе не было массового производства мебели (в нашем понимании): из листов ДСП не резали типовые тумбочки, полки, шкафы и прочее. Мебелью в те времена занимались небольшие предприятия, а еще артели. Изготавливали такую мебель обычно из массива недорогого дерева (сосновый клееный щит), простых досок и фанеры (последняя могла быть обычной или шпонированной).

На фото ниже – пример обычной кухни 1950-х. Популярностью тогда пользовались деревянные буфеты и шкафчики, крашенные белой краской. Буфеты использовали, чтобы хранить и готовить пищу, в застекленном верхнем шкафу хранилась посуда, в нижнем – кастрюли и всякое сыпучее. На столешнице буфета могли, к примеру, нарезать продукты.

Обычная кухня пятидесятых годов

Рассмотрим еще один пример того, как выглядели советские кухни до шестидесятых годов. Понятия «стили интерьера» для тогдашних людей не существовало, они обставляли жилища, чем придется. Нередко в кухнях встречалась дореволюционная мебель, в особенности – разного рода буфеты и шкафы. Изготавливали их из качественного дерева, потому служили они долго, избавлялись от них только при переезде в малогабаритные «хрущевки».

Часто в кухнях встречалась дореволюционная мебель

Что касается жилых комнат, то они в те времена также не выглядели презентабельно. Фотография ниже – яркий пример традиционного интерьера тех лет: дешевая «артельная» мебель (см. табуретки), витиеватые предметы дореволюционных времен, книжные полки, сделанные своими руками. Размещали мебель обычно по периметру помещения, в центре находился разве что стол.

Мебель обычно размещалась по периметру комнаты

Богатый (по меркам СССР, конечно) интерьер мог выглядеть примерно так. Фотография ниже демонстрирует дорогостоящую (опять же, по меркам тех лет) мебель из шпонированного масива, выполненную в стиле арт-деко. Далеко не каждый товарищ мог позволить себе подобный гарнитур!

Пример богатого советского интерьера

Стол

Изначально этот предмет служил для совместного принятия пищи. Но поскольку слишком громоздкая вещь на кухню не помещалась, то ее устанавливали в гостиной, где она, вместе со стульями, занимала половину полезной площади. Использовали такой стол несколько раз в году, когда дом посещали гости. Но к закату социализма был разработан стол-книжка, который раскладывался по праздникам, а в будни превращался в тумбу и не занимал много места.

Большой раздвижной стол для принятия пищи в гостинойИсточник grand-italia.ru

Раскладной стол для малогабаритных квартирИсточник gmarketmebel.ru

50-е и 60-е года

Оттепель многое изменила. Приоткрылись границы и народ увидел, что в соседнем социалистическом лагере люди живут по-другому. Руководство страны отвечает на это строительством новых домов в духе неоклассицизма. Просторные квартиры на главных улицах городов страны оформлялись стандартно. Высокие беленные потолки, на стенах обои, паркетные полы.

Элитная квартира, обустроенная в духе неоклассицизмаИсточник archidom.ru

Вот обставляли помещения по-разному, опираясь на свой достаток. Но поскольку заселялась в эти квартиры элита, то в помещениях начал появляться какой-никакой стиль, скопированный с запада. Для простого народа строились коробки с малогабаритными комнатками, в которые жильцы перетащили нехитрый скарб из коммуналок и бараков.

Но экономическое положение в стране понемногу выправлялось и вскоре наладился выпуск товаров массового потребления. В продаже появились серванты, кресла, журнальные столики и даже первые телевизоры.

Интерьер квартиры в СССР в 1950-1960 годахИсточник kompanit.ru

Трудяга уже мог накопить денег на новый диван, но вот поставить его было некуда. Поэтому он располагался на месте кровати. Днем он выполнял свои функции, а ночью роль спального места. А вот телевизоры и телефоны могли позволить себе единицы.

«Богатство нашей родины»

Панно «Богатство нашей родины». РСФСР, Московская обл., г. Клин, 1939 г. Подарок И.В. Сталину от авторов — общественниц 12-ой галантерейной фабрики г. Клина. Х/б ткань, шелковая нить, лен, шелковый шнур; ткачество, шитье, вышивка ручная ковровая, 162 × 208 см

Когда-то через Клин проходил знаменитый ямщицкий тракт из Петербурга в Москву, но после запуска в 1851 году первой ветви Николаевской железной дороги ямские перевозки сократились и основой экономики города стало ручное ткачество (особенно лентоткацкая фабрика француза Людвига Бузона, основанная в 1878 году). Все изменилось в 1930-е, когда в городе открылись новые фабрики и школы, а население выросло почти в четыре раза (с 7400 человек в 1913 году до 29 300 в 1939-м).

Практическая значимость

В Советском Союзе на тот момент проводили форсированное строительство жилых комплексов. Здания возводили за максимально короткий период, что повлияло на их качество. О том, в каком состоянии квартира была внутри, никто в принципе не волновался. Поэтому люди по мере возможности самостоятельно закрывали недочеты ремонта. Это можно было сделать с помощью ковров. Их размещали на полу, вешали на стены для теплоизоляции.

Мнение эксперта
Раиса Григорьевна Поволжская
Бухгалтер, руководитель магазина “Московский дом книги на Арбате”, торговый представитель по внешней торговле СССР со странами Западной Европы.

Дети могли часами рассматривать изображенные на ковре рисунки. Это помогало им уснуть. Некоторые даже придумывали фантастические истории о «жителях» ковра.

Тщательный уход

Обычным явлением было то, что люди чистили ковры на улице, а не дома с помощью пылесоса. Весь процесс чистки напоминал ритуал. Его вешали на турник и выбивали хлопушкой для ковров. Она была похожа на обычную ракетку для тенниса, которую делали из пластика или металла. Звук был настолько громким, что доносился к соседнему двору. Услышав его, можно было понять, что кто-то занимается чисткой ковра. Чаще всего, это делали в зимний период. Ковер чистили снегом. Существует версия, что после этого элемент интерьера становился как новый.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий