Кто и для чего строили в России полукаменные дома

Бронзовый век и ранняя городская культура

Именно культуры великих речных долин-включая Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Хуан—Хо—с их интенсивным земледелием, основанным на ирригации, — развили первые общины, достаточно крупные, чтобы называться городами. Эти города были построены по новой строительной технологии, основанной на глине, доступной на берегах рек. Утрамбованные глиняные стены прежних времен были заменены теми, которые были построены из сборных блоков: глинобитных кирпичей. Это представляло собой серьезное концептуальное изменение от свободных форм упакованной глины к геометрической модуляции, навязанной прямоугольным кирпичом, и планы зданий тоже стали строго прямоугольными.

Кирпичи были сделаны из грязи и соломы, сформированных в четырехгранный деревянный каркас, который был удален после того, как  достаточно затвердело содержимое. Затем кирпичи были тщательно высушены на солнце. Солома действовала как армирующее вещество, удерживающее кирпич вместе, когда в процессе сушки появлялись неизбежные усадочные трещины. Кирпичи укладывались в стены с помощью влажного глиняного раствора или иногда битума, чтобы соединить их вместе; отверстия, по-видимому, поддерживались деревянными перемычками. В теплом, сухом климате речных долин выветривание не было серьезной проблемой, и глиняные кирпичи оставались открытыми или покрывались слоем глиняной штукатурки. Крыши этих ранних городских зданий исчезли, но вполне вероятно, что они поддерживались деревянными балками и были в основном плоскими, поскольку в этих районах выпадает мало осадков. Такие глинобитные или глинобитные конструкции до сих пор широко используются на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Латинской Америке.

Позже, около 3000 года до н. э., в Месопотамии появились первые обожженные кирпичи. Керамика развивалась в этих культурах в течение некоторого времени, и техника обжига в печи применялась к кирпичам, которые были сделаны из той же самой глины. Из-за их дороговизны в труде и топливе обожженные кирпичи сначала использовались только в районах с большим износом, таких как тротуары или верхушки стен, подверженных выветриванию. Они использовались не только в строительстве зданий, но и в строительстве канализационных коллекторов для отвода сточных вод из городов. Именно в крышах этих подземных водостоков найдены первые сохранившиеся настоящие арки из кирпича, скромное начало того, что станет главной структурной формой. Примерно в то же время в месопотамских гробницах появились сводчатые своды и купола из известнякового щебня (Рис.1). Поясные своды построены из рядов каменной кладки, расположенных так, чтобы каждый ряд выступал немного за нижнюю, а две противоположные стены встречались таким образом наверху. Арка и свод, возможно, использовались в крышах и полах других зданий, но от этого периода не сохранилось ни одного примера. Хорошо развитая технология каменной кладки Месопотамии была использована для строительства больших сооружений из огромных масс кирпича, таких как храм в Тепе-Гавре и зиккураты в Уре и Борсиппе (Бирс-Нимруд), которые достигали 26 метров (87 футов) в высоту. Эти символические здания положили начало архитектуре в этой культуре.

Кирпичные стены и сводчатый свод у входа в гробницу Ур-Намму в королевском мавзолее в Уре, конец 3-го тысячелетия ДО нашей ЭРЫ .

Развитие бронзовой, а затем и железной технологии в этот период привело к изготовлению металлических инструментов для обработки древесины, таких как топоры и пилы. Таким образом, для валки и обработки больших деревьев требовалось меньше усилий. Это, в свою очередь, привело к новым разработкам в строительной технике: бревна были широко вырезаны и сформированы, вытесаны в квадратные столбы, распилены на доски и расщеплены на черепицу. В лесистых районах Европы появилось бревенчатое домостроение, а деревянный каркас стал более сложным. Хотя раскопанные останки являются фрагментарными, несомненно, в этот период были достигнуты значительные успехи в технологии производства древесины; некоторые из этих продуктов, такие как Пиленая доска и дранка, используются до сих пор.

Чулок для Санта-Клауса

Зато современные камины, уже чаще всего не связанные с приготовлением пищи и обогревом жилищ, продолжают оставаться не только статусными предметами интерьера, но и символами домашнего очага. С ними связаны мистические легенды — к примеру, Санта-Клаус попадает в дома через их дымоходы, и именно над камином нужно вешать чулки для подарков рождественского волшебника. Также камин, согласно европейским верованиям, — место, куда с крыши может спуститься трубочист. А прикосновение к серебряным пугови»цам его чёрной одежды обязательно принесёт удачу. Легенда гласит: в 1651 году в доме английского священника и врача Джона Пордейжа на черепичных поверхностях камина проступили очертания полушарий земли и подвижные фигуры призраков. Их перемещение сопровождалось ужасными звуками — и удалить эти изображения не удавалось никакими способами. Камины неразрывно связаны с семейными ценностями. Около них собираются родные и близкие люди. Поломка или разрушение такого обогревающего устройства предвещает бедствие в доме. А камин, преподнесенный в подарок, приносит счастье и успех — ведь неповторимое зрелище живого огня создаёт в доме совершенно особую душевную атмосферу.

Метки: огонь, Тайны 20 века, пламя, камин, отопление, очаг, дымоход, тепло

«Когда меня придавило щитом, вокруг никого не было. Тогда я подозвала собаку, и она подтащила мне молоток»

За всё время стойки я нанимала бригаду три раза. Сначала надо было залить второй уровень монолитного цоколя. Дело в том, что эти щиты весили больше 80 килограмм. В одиночку я их в принципе поднимала, но закрепить уже не могла, потому что одной рукой нужно было контролировать, чтобы он стоял ровно, другой крепить его на саморезы, и всё это время как-то держать. Я было попробовала сама, и меня накрыло этим щитом в шесть с половиной метров в длину. Он ударил меня и придавил тело, а руки и голова остались наверху. Вокруг никого не было. Тогда я подозвала собаку, и она подтащила мне молоток. Я по чуть-чуть отжимала им щит и через 15 минут смогла выбраться. Потом оказалось, что у меня было сотрясение мозга. Я полежала три дня в больнице, вылезла и взяла бригаду — мамин одноклассник занимался строительством. Мы быстро спелись со строителями и чуть больше чем за неделю закончили второй уровень и замонолитили перекрытие.

Через три года после первого я второй раз прибегла к помощи бригады: нужно было отштукатурить стены. У меня аллергия на смесь, которая содержит гипс, — я сразу начинаю кашлять и задыхаться.

А ещё через год я в третий раз обратилась за посторонней помощью: надо было закрывать крышу. Строители ставили мне ОСП — это плита, похожая на фанеру. Мягкая кровля, которой я закрывала крышу, не терпит перепадов высоты, мне нужно было идеальное покрытие. К тому же возникла дополнительная сложность: когда дошло до кровли, я была на восьмом месяце беременности.

Но я не прекращала заниматься стройкой даже с животом. Если обычно я хреначила по 14 часов без перерыва, то из-за беременности сил оставалось меньше: я делала что-то по мелочи и падала. Чуть-чуть лежала и снова шла на стройку. Меня страшно злило, что ни на что нет сил. Я понимала, что время уходит, что мне вот-вот в роддом, а потом я точно не смогу залезть на крышу.

Иногда знакомые с детьми спрашивают меня: «Как же ты лазила на крышу? Мы даже руки поднять не могли — вообще сил не было». А я отвечала: «Наверное, на маминой любви всё это вытащила». А мама в то время, когда я была на высоте, сидела внизу, привязывала мне мягкую черепицу, чтобы мне за ней не слезать, и тихо плакала. Я пользовалась альпинистской страховкой, была уверена в своих силах и старалась действовать безопасно, но вы, пожалуйста, не повторяйте за мной: это опасно, и сейчас я бы на такое, наверное, уже не решилась.

Я чуть-чуть не успела закончить крышу — пришлось ехать в роддом! Но я успела загидроизолировать поверхность, чтобы за время моего отсутствия ничего не протекло. Славик родился на Покров, 14 октября, а заканчивала крышу я только в следующем апреле.

Это была хохма. Приезжала мама с дитёнком, со мной, с собаками и котами — всей семьёй! И пока Слава ползал по участку, я ковырялась с крышей и периодически сползала вниз, чтобы его покормить. Монтаж кровли я закончила за две недели.

Ранние бетонные конструкции

Одним из самых ранних сохранившихся примеров этого бетонного сооружения является Храм Сивиллы (или Храм Весты) в Тиволи, построенный в 1 веке до нашей эры. Этот храм имеет круговой план с перистилем каменных колонн и перемычек вокруг снаружи, но стена круглой целлы, или святилища, внутри построена из бетона—непростая конфронтация новых и традиционных форм строительства. Ранним крупномасштабным примером в самом Риме облицованного кирпичом бетона являются простые прямоугольные стены лагеря преторианской гвардии, построенного Сеяном в 21-23 годах н. э. Но возможности пластической формы, предложенные этим первоначально жидким материалом, который мог легко принимать изогнутые формы в плане и разрезе, вскоре привели к созданию ряда замечательных внутренних пространств, охватываемых куполами или сводами и не загроможденных колоннами, необходимыми для трабированного каменного строительства, что свидетельствовало о мощи имперского государства. Первый из них-восьмиугольный куполообразный фонтанный зал Золотого дома Нерона (64-68 гг. н. э.), который имеет около 15 метров (50 футов) в диаметре с большим круглым отверстием, или окулусом, в верхней части купола. Куполообразная форма быстро развивалась в ряде имперских зданий, кульминацией которых стал Пантеон императора Адриана примерно в 118-128 годах нашей эры. Это огромное круглое сооружение было введено из портика каменных колонн и увенчано куполом диаметром 43,2 метра (142 фута), освещенным окулусом наверху. Стены, поддерживающие купол, сделаны из облицованного кирпичом бетона толщиной 6 метров (20 футов), освещенного с интервалами внутренними углублениями; купол сделан из твердого бетона средней толщины 1,5 метра (5 футов) и возвышается на 43,2 метра над полом. Это великолепное сооружение сохранилось в хорошем состоянии до наших дней; диаметр его круглого купола оставался непревзойденным вплоть до 19 века.

Два больших фрагмента огромных бетонных зданий с поперечными сводами все еще сохранились со времен поздней империи. Первый из них-это часть бань Диоклетиана (ок. 298-306) с пролетом 26 метров (85 футов); он был преобразован в церковь Санта-Мария дельи Анджели Микеланджело в 16 веке. Другой-базилика Константина (307-312 гг. н. э.), Также с пролетом в 26 метров. Все эти здания содержали каменные колонны, но они были чисто декоративными и могли быть удалены по желанию. Облицованные кирпичом бетонные стены были оставлены открытыми снаружи, но интерьеры были щедро украшены облицовкой из тонких плит цветного камня, удерживаемых на месте металлическими креплениями, которые включали прорези, вырезанные по краям плит, техника, все еще используемая в 20-м веке. Эти и другие большие римские общественные пространства, окруженные бетонными куполами и сводами, значительно продвинулись вперед по сравнению с короткими пролетами каменного каркаса.

Клиника базилики Константина в Риме.

В конце империи бетонная технология постепенно исчезла, и даже кирпичное производство прекратилось в Западной Европе. Но значительные достижения в технологии производства кирпича продолжались и в Восточном римском мире, где достижения более ранних периодов в бетоне теперь дублировались в кирпичной кладке. Гробница императора Галерия (ныне Церковь Святого Георгия) около 300 года н. э. в Салониках, в Греции, имеет кирпичный купол диаметром 24 метра (80 футов). Вероятно, это была модель для кульминационного примера позднеримского строительства-Большой церкви Святой Софии (532-537) в Константинополе, которая имеет центральный купол, охватывающий 32,6 метра (107 футов). Даже самые большие враги Рима, Сасанские персы, построили большой кирпичный сводчатый зал во дворце в Ктесифоне (обычно отождествляемый с Хосровом I , но, вероятно, сооружение 4-го века) с размахом 25 метров (82 фута), заимствовав римские методы. Эти поздние кирпичные сооружения были последними триумфами Римской строительной техники и не могли сравниться с ними в течение следующих 900 лет.

Дальнейшее использование бетона в современной архитектуре

Архитектор Ле Корбюзье всегда расходится во мнениях со своим работодателем, не желая использовать классическую дизайнерскую базу для проектирования. Ле Корбюзье чуть позже, стал очень уважаемым архитектором современной эпохи, работая почти полностью только с железобетоном. Среди его знаменитых работ такие: Вилла Савой (из панелей плоской конструкции, 1931), многоквартирные дома на Пилотэс в Нанте и Марселе (в конце 1940-х годов), Часовня Рончамп (со стенами из забетонированной каменной кладки, 1957), монастырь Ла- Туретта (1959), и правительственный комплекс на Чандигарх в Индии (1961). Больше чем его современники, Ле Корбюзье увлекался игрой естественного света, как элементом дизайна, а бетон с его разнообразной текстурой поверхности ему в этом помогал.

Фрэнк Ллойд Райт заявлял о преимуществах пластичности железобетона в монолитных строительствах, но он не воспользоваться этим до конца своей карьеры.

В 1919 году Мис ван дер Роэ предложил идею конструктивной основы в высотных зданиях с консольной плитой перекрытия, но Райт воплотил эту идею в жизнь в своей работе Башни Джонсона Воск на Расин, штат Висконсин. Весь комплекс Джонсон был признан одним из лучших творений Райта.

История появления умных домов в России

История умного дома в России начинается в 1980-х годах, когда исследовательский институт технической эстетики разработал концепцию, схожую с американской. Идея разработчиков основывалась на объединении в единую цепь всех отдельных гаджетов – видеомагнитофонов, телевизоров, компьютеров. На этой базе разработали проект оснащения жилья будущего. Однако в то время воплотить идею советские учёные в жизнь не смогли.

Только с появлением смарт гаджетов Россия вместе со странами Восточной Европы занялись созданием интеллектуальных технологий, которые становятся доступными для широкого круга потребителей.

Обжиг кирпичей – сложный процесс производства

После обжига кирпичи приобретают водостойкость. Обжиг – не такой уж простой процесс. Поместив кирпич в огонь, прочным он не станет. До достижения конкретной степени спекания должна быть постоянная температура (900–1 150 градусов по Цельсию) в течение нескольких часов (8–15). Температура зависит от сорта глины, который используется. Чтобы не возникло трещин, после обжига требуется медленное охлаждение.

Обжиг кирпича

Если кирпичи обожжены мало, то они становятся мягкими и крошатся. Если чересчур сильно – теряют при обжиге свою форму и могут сплавиться в стеклообразное вещество. Для правильного обжига должна быть печь, в которой постоянно будет поддерживаться требуемая температура.

Самой распространенной кирпичной формой был квадрат, у которого стороны по 30 и 60 сантиметров, а толщина – от 3 до 9 сантиметров. Их называли плинфами (слово пришло из греческого). В Древней Греции и Византии они пользовались большим спросом. Плинфа была похожа на плоский брусок. В нашем восприятии больше напоминает плитку, чем кирпич.

Каменное строительство

Римляне переняли этрусское каменное строительство, основанное на арке, и построили множество впечатляющих примеров того, что они называли opus quadratum, или сооружениями из тесаных каменных блоков, уложенных регулярными рядами. Большинство из них были общественными сооружениями в завоеванных провинциях, такими как Пон-дю-Гар конца I века до н. э., многоарочный мост и акведук длиной 22 метра (72 фута) близ Нима во Франции, или прекрасный мост через реку Тежу в Алькантаре в Испании, с пролетом почти 30 метров (100 футов), построенный около 110 года н. э. Как ни странно, такие длинные каменные пролеты никогда не применялись к зданиям. Сохранившиеся римские здания с каменными арками или сводами имеют типичные пролеты всего 4-7 метров (15-25 футов); небольшие каменные купола диаметром 4-9 метров были построены в Римской Сирии. Такие арки и купола предполагают наличие сложной деревянной опалубки, поддерживающей их во время строительства, а также усовершенствованной подъемной техники, но до нас не дошло никаких записей ни о том, ни о другом. Многие из этих сооружений пережили падение империи, и они стали образцами для возрождения каменного строительства в Средневековой Европе, когда каменщики вновь стремились строить “на римский манер».»Римляне также унаследовали трабированный каменный каркас от греков Южной Италии и продолжали строить храмы и другие общественные здания с этим типом строительства в III веке н. э.

Кирпичное производство, особенно в районе самого Рима, стало крупной отраслью промышленности и, наконец, при империи, государственной монополией. Кирпичное строительство было дешевле каменного из-за экономии на масштабе в массовом производстве и более низкого уровня квалификации, необходимого для его осуществления. Кирпичная арка была принята для пролета проемов в стенах, исключив необходимость в перемычках. Сначала раствор представлял собой традиционную смесь песка, извести и воды, но, начиная со 2-го века до нашей эры, был введен новый ингредиент. Римляне назвали его pulvis puteoli в честь города Путеоли (современный Пуццуоли), расположенного недалеко от Неаполя, где он был впервые найден; материал, образовавшийся на горе Везувий и добытый на ее склонах, теперь называется pozzolana. При смешивании с известью пуццолана образует натуральный цемент, который гораздо прочнее и устойчивее к атмосферным воздействиям, чем сам известковый раствор, и который затвердевает даже под водой. Пуццолановые ступки были настолько прочны и дешевы, что их могли поставить рабочие столь низкого уровня квалификации, что римляне начали заменять ими кирпичи внутри стен; наружные витки кирпичей использовались главным образом как формы для укладки пуццоланы на место. Наконец, известковый раствор, песок, вода и пуццолана были смешаны с камнями и битым кирпичом, чтобы сформировать настоящий бетон, называемый opus caementicium. Этот бетон все еще использовался с кирпичными формами в стенах, но вскоре он начал помещаться в деревянные формы, которые были удалены после того, как бетон затвердел.

Общий вид

Как же наши прадеды строили избы? Во многом это зависело от региона проживания. Ведь даже сейчас, посетив юг и север России, нельзя не отметить разницу в домах. Традиции зодчества зависели и от климатических условий, наличия необходимых материалов. Например, в северных краях была влажная почва и соответственно, большое количество сырья для строительства домов.

В южных регионах с древесиной было тяжело, поэтому до пятнадцатого века там возводили хаты-мазанки, напоминающие землянки, на один метр врытые в грунт. Северяне быстрей пришли к наземному типу жилья, благодаря влажному климату и большому количеству леса.

Изба девятого столетия представляла собой квадратную постройку со стороной от четырех до пяти метров. Сруб привозили на место строительство в готовом виде либо собирали по бревнам.

Пол в жилище чаще всего был земляным, чуть позже его начали застилать досками. Состоятельные славяне строили двухэтажные терема. К избе обычно пристраивали сени, шириной примерно два метра.

Крыша была из дерева, теса или драни. С шестнадцатого века кровлю покрывали корой березы, чтобы защитить от сырости. Оконное стекло появилось в десятом столетии, до этого жильё строили без проемов, оборудуя лишь маленькие окошечки для вывода дыма.

Внутреннее пространство избы

У крестьян дом состоял из одного или двух жилых комнат, в редких случаях встречалось три. Самая распространенная конструкция избы – это отапливаемое помещение и сени. Зажиточные славяне дополнительно строили горницу. Комната, предназначенная для летнего периода, активно использовалась в бытовой жизни. Для ее отопления приобретали печь-голландку.

Изба внутри отличалась простотой, основную часть помещения занимала печка. Стол занимал почетное место в углу, по диагонали от отопительного прибора. На нем размещали иконы. Вдоль стен устанавливали скамейки, над которыми висели полки.

В задней части дома оборудовали полати – деревянный настил, предназначенный для сна и отдыха. Также в жилище имелся женский, мужской и красный угол. В последнем отмечали все значимые события в семейной жизни.

Небольшое пространство дома на Руси (около двадцати пяти квадратных метров) было настолько грамотно организовано, что в нем без проблем размещались семь человек. Поскольку каждый член семейства знал свое место в хате.

Поселение Скара-Брей

В 1850 году благодаря сильному шторму, смывшему часть земли со скального берега на побережье одного из Оркнейских островов (Шотландия), взорам археологов предстали следы построек, напоминавшие древние поселения. Раскопки привели к открытию целой неолитической деревни, хорошо сохранившейся под слоем земли.

Домики, очевидно, были раньше перекрыты деревянными крышами, которые не пережили многие тысячи лет, а вот каменная кладка, внутренность домов, планировка, очаг, даже предметы каменной «мебели» сохранились. Дальнейшее изучение неолитической деревни сильно удивило учёных: в поселении была сделана система канализации, в домах находились примитивные туалеты, а одно из строений оказалось подобием мастерской с многочисленными заготовками из рога и костей.

Неолитическое жилище Скара-Брей, найденное на Оркнейских островах

Деревня Скара-Брей на Оркнейских островах была построена из камня по той причине, что там не было местных деревьев для строительства. Даже мебель внутри была сделана из камня. Примерно в 2000 г. до н. э. вся деревня была погребена песчаной бурей, сохранившей место стоянки до тех времен, пока в 1850 году его не обнажил сильный ураган.

Бумажное дело – дело всей жизни

Когда-то на писчебумажной фабрике в Лальске были простые бумажные станки, на которых делали всё вручную. Но с появлением бумагоделательных машин Алексею Степановичу Сумкину, основателю бумажной фабрики, требовался опытный человек, который умело справлялся бы с новыми машинами.

Сергей Михайлович Прянишников получил хорошее домашнее образование, можно предположить, что оно было связано с бумажным производством. Он приехал в Лальск 1858 году по приглашению Алексея Степановича Сумкина и сразу поступил на службу бумажным мастером. Бумажные машины в то время имели большие недостатки, поэтому за ними нужно было тщательно следить. Бумага, сделанная под присмотром Сергея Михайловича, получалась отличного качества. Прянишников зарекомендовал себя человеком аккуратным, хорошо знающим и исполняющим свое дело. В 1960-е годы эта бумага заслужила грамоты и медали на международных выставках.

Сергей Михайлович сначала работал бумажным мастером, а потом Алексей Степанович Сумкин предложил ему стать директором фабрики (в наше время такие обязанности исполняет главный инженер). За должность директора он получал 5000 рублей серебром в год и ещё 900 серебром за службу бумажным мастером. По тем временам это были огромные деньги. При Прянишникове появились новые сорта бумаги. Заказчики брали её охотно, бывало так, что фабрика не могла исполнить всех заказов. Увеличилась потребность рабочих рук, поэтому для лальского населения всегда находилась работа. Сергей Михайлович сам следил за изготовлением дорогостоящей продукции.

Прянишников женился на Екатерине Егоровне Шестаковой, внучке владельца фабрики, семнадцатилетней наследнице. У Екатерины и Сергея родились шестеро детей: Георгий и Михаил, Елизавета, Елена, Валентина, Сусанна. Старший сын Георгий служил на фабрике помощником директора. После смерти отца в 1912 году был приглашён на службу в должность директора. После того, как фабрика была национализирована (в 1918 г.) Георгий Сергеевич Прянишников работал помощником зав. снабжением, потом кассиром. В 1926 г. уволился по состоянию здоровья. После этого года о его жизни ничего неизвестно. Был еще у Сергея Михайловича крёстный сын, которого звали АхметРзаОглы, который был сослан в здешние места из-за некого преступления. При крещении в 1865 году получил имя Георгий, отчество и фамилию Сергея Прянишникова. Вскоре женился на дочери одного из лальских священников. Георгий был помощником Сергея Михайловича в разных делах при фабрике. Умер в 1904 году. На 50-летие работы на фабрике Сергею Михайловичу был подарен альбом с обложкой из настоящей крокодиловой кожи. Там были представлены фотографии служащих фабрики, пароходов, цехов и бумажных машин.Сергей Прянишников отдал фабрике почти всю свою жизнь (53 года). Он был опекуном и наставником Иннокентия Егоровича Шестакова, наследника хозяина Лальской бумажной фабрики. В последние два года Сергей Михайлович тяжело болел и умер в 1912. Надгробный памятник на могиле Прянишникова – одна из достопримечательностей лальского кладбищенского некрополя, на нем выбито благодарственное слово рабочих.

Сергей Михайлович Прянишников занимался только бумажным делом и посвятил ему всю свою жизнь. В течение своей долгой трудовой жизни многое сделал для усовершенствования и увеличения фабрики, поражал своей энергией, трудолюбием и знанием всех мелочей фабричной работы!

На газе и электричестве

Эпоха примусов в СССР в основном закончилась в конце 60-х годов, когда в стране набирала силу электрификация и газификация жилья. Тогда на кухни советских людей на смену керосиновым горелкам, среди которых помимо примусов были ещё керосинки и керогазы, пришли электрические и газовые плиты. Многих это удивит, но впервые массовая газификация жилых домов и социальных объектов началась вовсе не в Москве или Ленинграде, а в городе Куйбышеве (ныне — Самара) в первые послевоенные годы. Уже в 1950 году здесь насчитывалось около 10 тысяч газифицированных квартир — и все потому, что во время войны для снабжения топливом оборонных предприятий города был построен первый в СССР газопровод Бугуруслан — Куйбышев протяжённостью 140 километров. И лишь в середине 1950-х годов, когда газовую магистраль от берегов Волги довели до столицы, началась широкая газификация и в Москве. В течение последующих десятилетий «голубое топливо» стало доступным жителям почти всех крупных городов европейской части СССР. А в сельской местности, куда тянуть газопроводы всегда было весьма накладно, в 70-е — 80-е годы получил распространение сжижённый природный газ в баллонах, которые легко подключались к обычной газовой плите. Но при этом на восток России «голубое топливо» в советское время проникало лишь в малой степени. В Сибири большинство жителей в то время вообще никогда в жизни не видели газовых плит и колонок. Здесь в городах и на селе квартиры с самого начала оборудовали электрическими плитами, благо в это время уже были построены крупнейшие ГЭС на великих сибирских реках, а также мощные тепловые электростанции, работающие на местном каменном угле и нефтепродуктах. Широкая газификация Сибири становится возможной лишь в наше время, когда после открытия крупнейших месторождений на Ямале и в соседних с ним регионах «Газпром» начал реализацию своих социальных проектов.

Метки: еда, Тайны 20 века, дом, костёр, пещера, кухня, очаг, печь, обогрев, примус

Конструкция дома

Такое название является вполне справедливым, потому что снаружи все детали дома кривые: стены, окна, карнизы, крыша, двери изогнуты так, что он напоминает объект анимационного или сказочного фильма. При взгляде на него также возникает ассоциация с рисунком талантливого ребенка, который еще не может проводить прямые линии, но уже стремится нарисовать что-то большое и грандиозное. Или кажется, что дом присел и скривился от тяжести или просто отражается в громадном кривом зеркале в искаженном виде.

Каким бы ни было индивидуальное представление каждого, видящего этот своеобразный шедевр домостроения, в любом случае последний являет собой плод смелой художественной фантазии архитекторов-новаторов и виртуозного мастерства строителей, воплотивших в жизнь оригинальную идею проектировщиков.

Виды изб

Все жильё славян можно разделить на несколько категорий, в зависимости от типа отопления и количества стен.

По способу нагрева помещений избы делились на:

  • курная;
  • белая.

В первом случае речь идет о древнем сооружении. Отличительная черта строения – отсутствие трубы для вывода дыма. Народ часто использовал выражение «топить по-чёрному». Печи в таких домах именовали «курными». Дым покидал комнату через входное отверстие. В результате на стенах и потолке оседала копоть. Чуть позже стали появляться окошечки с задвижками.

Изба шестнадцатого века – это видоизмененное строение, принявшее облик «белого дома». В них уже были печные трубы, которые исключали риск проникновения дыма в помещение. Первыми позволить себе такие постройки могли только состоятельные люди.

В восемнадцатом веке Петр I запретил возведение «курных изб» в Санкт-Петербурге. Несмотря на указ правителя, черные дома продолжали строить вплоть до девятнадцатого столетия.

По количеству стен жильё делили на следующие виды:

  • Четырехстенная. Классическая изба, которую возводили с сенями или без них.
  • Пятистенка. В подобном жилище внутреннее помещение делилось с помощью дополнительной перегородки. Одна часть называлась горницей, вторая – сенями. Если сени пристраивали, то в подобных случаях вторую зону помещения делали жилой комнатой.
  • Шестистенка. Конструкция строения аналогична пятистенке, только вместо одной перегородки использовали две поперечные.
  • Крестовик. Русская изба, в которой каркас из четырех стен делили с помощью двух пересекающихся перегородок. В таком жилище получалось четыре отдельные комнаты, где спокойно могла разместиться большая семья.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий