Живопись по сырой штукатурке красками (делаем фреску)

Порядок действий

Подготовка стен

Первым делом необходимо снять старые отделочные материалы. Если в целом штукатурка надежно прилегает к основанию, то ее можно оставить. Стену нужно очистить от пыли и строительного мусора. Затем на ней необходимо выполнить насечки глубиной около 8мм. Для этого пользуются перфоратором, долотом или топором. Плотность расположения насечек ‑ примерно 100-120 шт на 1 м2. После этого со стены сметают пыль.

Чтобы штукатурный раствор максимально надежно закрепился на основании, его нужно прогрунтовать раствором глубокого проникновения. После высыхания грунтовки наносят черновой штукатурный слой. Его задачей является устранить дефекты, выровнять поверхность. Слой должен хорошо просохнуть, затем можно переходить к созданию базового слоя, на который будет наноситься рисунок.

Приготовление раствора

Секрет качественной фрески заключается в правильно приготовленном растворе. Универсального рецепта нет: каждый мастер самостоятельно подбирает пропорции компонентов. Но можно воспользоваться общими рекомендациями, корректируя их по мере необходимости.

Основой штукатурки является известь. Она должна быть свежей, чистой и качественной. Экономить на материале не стоит: чем лучше известь, тем прочнее будет основание, тем лучше на него ляжет краска. Известь нужно загасить чистой водой, оставить на две недели. Это положительно влияет на ее свойства. Как наполнитель используют крупнозернистый песок, можно добавить к нему кирпичную крошку.

Если готовится раствор для улицы, то количество крошки должно быть минимальным. Придать составу эластичность и защитить покрытие от растрескивания поможет добавление мелкорубленой пеньки или целлюлозных волокон.

Раствор приготавливают непосредственно перед использованием. Базовый слой готовят в таких пропорциях: известкового теста ‑ 1 часть, наполнителя ‑ 3 части. Для лицевого слоя берут немного меньше наполнителя ‑ 2,2 части.

Технология оштукатуривания

Фресковая роспись требует соблюдения определенного порядка оштукатуривания. За сутки подготовленную поверхность необходимо увлажнить, повторив увлажнение еще раз за 1,5 часа до оштукатуривания.

Раствор первого слоя набрасывают не толще 8 мм. По стене его распределяют теркой, не стараясь сильно разгладить. Улучшить сцепление штукатурных слоев поможет создание волнистых борозд глубиной 2 мм через каждые 40 мм.

Первому слою дают хорошо просохнуть (примерно 12 суток). Затем его хорошо увлажняют. Второй слой будет промежуточным. Его можно пропустить, но при минимальном опыте выполнения такой работы даст возможность корректировать ошибки.

Иногда базовая поверхность покрывается белесым налетом. От него нужно избавиться, очистив и увлажнив стену еще раз. Если этим пренебречь, то адгезия штукатурки нарушится, а фреска может расслоиться. Когда высохнет промежуточный слоя, его увлажняют и наносят лицевое покрытие. В раствор для него не добавляют кирпичную крошку, волокна. Его выполняют толщиной 1-3 мм. Он быстро сохнет, поэтому обрабатывают стену постепенно. Параллельно наносят рисунок.

Альтернатива живописи на сырой штукатурке

Техника расписывания сырой штукатурки довольно своеобразна. Сначала накладывают светлые краски в тех местах, что предусмотрены на рисунке, потом средние оттенки, а на заключительном этапе — самые темные. Затем мастер приступает к работе в обратном порядке: красит сперва темными красками, потом наносит средние оттенки, а уже в конце — светлые.

Отчего же все так сложно? Дело в том, что по мере своего продвижения от светлого тона к темному мастер дает время светлым краскам впитаться в штукатурку, а потом, двигаясь в обратном направлении, наблюдает, где поблекли светлые тона, чтобы при необходимости подкрасить поврежденные участки.

Обратный ход на втором этапе дает возможность накладывать на высохшие светлые участки, если это требуется, цвета потемнее.

Когда требуется некоторые участки выполнить в бледном цвете, к примеру, для изображения туманной дымки, в краску добавляют известковые белила, хотя они в малых количествах присутствуют во всех красках, предназначенных для росписи на стенах и служат для лучшего закрепления.

Живопись по сырой штукатурке

Когда мастер завершает роспись, а штукатурка почти подсохла, незаполненные зоны чистового грунта осторожно срезают с предыдущего слоя наружу. Следующий новый участок чистого слоя накладывать аккуратно и вплотную, чтобы швы не были заметны

Следующий новый участок чистого слоя накладывать аккуратно и вплотную, чтобы швы не были заметны.

Живопись по штукатурке требует большой аккуратности и внимательности, так как потом переделать поврежденный участок фрески будет невозможно, можно будет только либо вносить исправления, если возможно, либо начинать все снова.

Живопись на сухой штукатурке – совсем иная технология, используется крайне редко. Это совсем неплохая альтернатива, так как чистовой слой можно наносить сразу на весь участок стены, а увлажнять только в той зоне, где будет проводиться роспись. А раствор здесь потребуется особый – известковое тесто плюс 10% водного раствора казеинового клея. Получается жидкая смесь, похожая на молоко.

Наносить ее на штукатурку нужно три раза, но помните, что наносить последующий слой нужно бережно и только после высыхания предыдущего.

Для живописи на сухой штукатурке можно использовать любые краски – клеевые, масляные, но идеальна в использовании темпера.

Профессиональные мастера древних времен пользовались темперой, изготовленной собственноручно, но сегодня секреты по ее приготовлению утеряны. Да они и не нужны, ведь на сегодняшний день существует большое количество способов росписи по штукатурке.

Предлагаем для вдохновения посмотреть галерею фото фресок — настенной живописи:

Набрасывание штукатурки

Перед тем как нанести базовый слой штукатурного раствора, необходимо провести увлажнение стены. Первый раз действие выполняется за 24 часа до проведения работ, а второй раз примерно за 90 минут до оштукатуривания. Для первого слоя достаточно толщины 6-8 мм, который будет равномерно распределяться на основании. Чтоб максимально увеличить адгезию между слоями существует подсказка: сделайте на поверхности небольшие волнистые линии. Высыхать базовый слой будет не меньше 12 часов, при этом его постоянно требуется увлажнять.

Для живописи по сырой штукатурке одна из техник стенных росписей подразумевает нанесение рисунка сразу после набрасывания и разглаживания смеси. На высохший слой настенные рисунки не нанесутся, поэтому выполняйте работу участками – хорошо если у вас есть помощник, который сможет рисовать пока не ушла сырость со стены.

Для настенной живописи существует последовательность прорисовки цветами:

  • Светлые тона наносятся первоочередно
  • Средние оттенки
  • Темный цвет

Для последующей прорисовки должна применяться обратная последовательность – это дает возможность создавать плавне переходы, а в местах где краска высохла и стала не такой яркой, разрешено повторное нанесение. Во время проведения ремонтно-отделочного процесса, пол в помещении следует застелить бумагой или газетами. Фреску не высушивают искусственно, комнату следует оставить примерно на 10-12 дней и защитить ее от сквозняков и резких температурных изменений.

Технология написания фрески

Написание фрески должно быть быстрым, но торопиться в этом деле не стоит. Для того, чтобы не тратить время на размышления и переделку, мастер должен заранее ознакомиться со всеми тонкостями и знать схему работы, последовательность и окончательный вид готового изделия. Есть метод, позволяющий разграничить всю работу на три этапа:

  • изготовление рисунка;
  • нанесение тонов;
  • отделка изображения отсветами и тенями.

Такая методика позволяет полностью выработать ресурс сохнущей штукатурки.

Началом живописи по сырой штукатурке является создание рисунка. Этот процесс подразумевает поиск затемненных и осветленных мест на фреске для лучшей выразительности работы. Окончанием этапа является полностью разграниченная область работы для каждого из цветов.

Когда поверхность фрески будет полностью раскрыта, необходимо первоначально заняться работой с тенями. В некоторых ситуациях есть вероятность пересыхания описей и теней, при которой в раствор вводится желток, разбавленный водой. Он не замедляет высыхание штукатурки, но образует клеящую смесь, удерживающую краски на поверхности.

В процессе написания мастеру приходится учитывать множество особенностей этой техники

первоначально важно помнить, содержащие известь колера после высыхания довольно сильно высветлятся. Увы, угадать окончательный тон довольно трудно, поскольку штукатурка каждый раз ведет себя по-разному

Это зависит от характера поверхности, на который она наложена. Если стена, продолжает быстро впитывать воду, фреска будет высыхать быстрее. Если штукатурка нанесена на не-впитывающую воду стену и если используется трехслойный грунт, время высыхания увеличится.

Художественная декоративная штукатурка требует повышенной внимательности и кропотливости, так как изменить участок фрески не получится, можно или внести небольшие коррективы или начать полностью все сначала. Поэтому если роспись выполняете не Вы, а наемный художник, стойте рядом с ним и полностью контролируйте процесс, хотя бы присутствием и видом, как будто Вы профессионал в этом деле.

Великие мастера прошлого времени использовали растворы по собственным рецептам приготовления, и большинство секретов, увы, утеряно. По большому счету они и не нужны для выполнения фрески в нашем времени, так как нынешние технологии уже хорошо продвинулись вперед. Выбирайте любой известный ныне, и пусть художественная штукатурка своими руками станет для Вас более, чем хобби и истинным произведением искусства.

Одна из самых древнейших отделок, которая на некоторое время была незаслуженно забыта – живопись по сырой штукатурке водяными красками. Одним из вариантов росписи называется фреска, которую создавали ещё в эпоху Возрождения. В нынешнее время эта методика снова получила широкое распространение.

Хотя данный вид отделки и требует каких-то малейших навыков, выполнить её самостоятельно вполне возможно. В этой статье попробуем ознакомить начинающих мастеров с основными нюансами росписи стен по штукатурке и с технологией выполнения работ.

Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.

Основные этапы её выполнения таковы:

  • Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
  • На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
  • После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.

Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:

  • состояние стен;
  • подготовка растворов;
  • технология выполнения росписи.

Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках.
Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.

На видео:
создание рисунка на декоративной штукатурке.

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Современная роспись по сырой штукатурке

Сегодня фреска тоже призвана украшать помещение. Она формирует определенное настроение в интерьере, задает характер ему, подчеркивает стиль и, конечно, вкусы хозяев.

Возможности фресок сегодня:

опытный дизайнер с помощью фрески оригинально зонирует пространство – в случае объединенной кухни-гостиной это очень уместный прием;
фреска может компенсировать определенные недостатки помещения – можно визуально расширить пространство, изменить его пропорции, отвлечь внимание от слишком солнечной стороны или, наоборот, очень темной;
прекрасный прием – переход фрески со стенки на потолок, если полотно светлое, с перспективой, таким образом оно буквально ломает пространство, изменяя его организацию.

В современном стиле свежо смотрятся абстрактные рисунки. Универсальными считаются морские и лесные пейзажи. Если хочется обосновать в доме классику, логично применять фреску с изображенными на полотне античными статуями. Если в дизайне царствует средиземноморский стиль, его оформят фрески с морскими видами. В восточном интерьере убедительны будут картины храмов, животных, строений в восточном стиле.

Но даже в стиле хай-тек, как ни странно, фреска может быть очень уместной. Это должна быть очень простая картинка, сделанная в монохроме (например, тоннели либо мосты, нечто понятное и в то же время философское).

Пожалуй, единственным стилем, сложно сочетающимся с фреской, будет лофт. Хотя, если это граффити, то умелому художнику есть куда приложить руку.

Теперь вы знаете, как называется роспись по сырой штукатурке, и каковы ее возможности сегодня. Фреска действительно может жить не только во дворце или храме, но стоит со всей серьезностью отнестись к идее появления фрески в доме. И дело даже не в том, что придется «разводить грязь», просто это тонкая работа, требующая деликатного подхода и хорошей подготовки.

Хотите совершить путешествие в глубину веков — времена зарождения ремесел? Тогда читайте статью: «От первобытного общества до века инноваций – какие же бывают ремесла? История ремесел, их трансформация и перспективы на ближайшие десятилетия».

Вдохновение?

Р
абота в технике фрески по-сырому, еще называемая техникой “чистой фрески” или buon-fresco (итал. – хорошая, добрая фреска) стоит в ряду прочих технологий росписи несколько особняком, и в наше время довольно мало находится желающих использовать эту технику для монументальных росписей. Расспросы показывают, что многих отпугивают непривычно жёсткие условия работы, а также трудность точного прогноза изменений тех или иных цветов при высыхании.

С
оглашаюсь, действительно эти трудности являются значительными и труднопреодолимыми, но кроме них во фреске есть чего нет более ни в одной технике. Есть техники монументальные, – например мозаика или роспсь силикатными красками, но такого ощущения легкости самого процесса письма нет более ни в одной. Когда сделан рисунок и стена приобрела необходимую для работы меру сухости, краски начинают как бы сами сходить с кисти при прикосновении к поверхности. Быстрота в такой работе отнюдь не помеха, отнюдь, – если правильно рассчитан


объём работы на один заход**

, если композиция предварительно изучена, чувство ограниченности во времени как бы подхлёстывает тебя, и говорит, – давай, ты всё знаешь и сможешь, – вперёд! И тут уж только два шанса у тебя, – либо ты победишь, либо тебя. А всё потому что стена на тебя давит своей массой, своей инертностью и масштабом. Ты ощущаешь себя малым и беззащитным… если только ты сам не веришь в то, что ты сможешь это совершить. Вот тут-то как раз и приходит к тебе вдохновение, если ты веришь, и даже если ошибки какие-то или неточности, – важнее в такой работе – общий подъём, так сами собой достигаются в ней целостность и единство.

Е
сли же ты заранее сдался, испугался объёма, масштаба и тяжести, если ты пришел к мысли, что нужно лишь “тюкать” потихонечку, до тех пор, пока не будет готово, пока не нарисуются все детали и не будут поставлены все жемчуга, – грустной будет тогда твоя фреска. То есть фактически она будет находиться на своём месте, но со стеной её не свяжут твоё вдохновение и твоя энергия, скорее всего такая фреска будет грустной, и что самое страшное, – занудной и скучной. А уж если фреска скучна, так лучше уж было бы оставить вместо нее белую стену, – та хотя бы не занудствует о немощах своего автора, но горделиво возвышается и свидетельствует своим масштабом.

Филипп Давыдов


источник
http://www.sacredmurals.com

Заходя в храм или просматривая фильмы, действие которых происходит в Греции, Италии или другой стране, известной своей древней историей, поневоле взгляд задерживается на украшающих стены рисунках. Такая живопись по сырой штукатурке, выполненная водяными красками, называется фреской. Это слово переводится с итальянского как «сырой». Сегодня такой способ декорирования вновь обрел популярность. Он позволяет придать дому уникальный вид, причем как снаружи, так и изнутри здания.

Знание процесса подготовки стен и нанесения рисунка поможет избежать неприятностей с осыпающейся штукатуркой, тусклыми красками. Если мастер утверждает, что такая отделка недолговечна, то он просто не знает, как правильно ее наносить, и стоит отказаться от его услуг.

Нанесение штукатурки

П еред нанесением штукатурки необходимо сначала подготовить стену или панель, на которую она наносится. Самым лучшим основанием для фрески является кирпичная стена. В случае работы по бетону рекомендуется попытаться сделать его поверхность неровной, — сделать неглубокие отверстия или выбоины. Для такой работы могут быть использованы ручные отбойные молотки (выпускаются в виде отдельных устройств) или перфораторы с функцией отбойного молотка.

Е сли же стена для фрески была предварительно оштукатурена, старую штукатурки надо постараться сбить, в тех местах, где не сбивается, — очистить от старой краски, пыли и грязи.

Н анесение штукатурного раствора рекомендуется проводить в два или даже три слоя на хорошо смоченное основание. При трёхслойном грунте первому слою дают совершенно просохнуть, затем смачивают его водой до полного насыщения и наносят два последних. Для двухслойного грунта первому слою дают основательно подвять, — окрепнуть, но не до конца высохнуть, и только после этого наносится последний слой штукатурки, заглаживаемый под живопись — «интонако». Для нанесения каждого последующего слоя поверхность штукатурки очищается шпателем от образующейся при высыхании извести известковой корки.

И нтонако наносится с тами расчетом, чтобы через полчаса, самое большее час-полтора по штукатурке можно было начинать работать. Заглаживание поверхности рекомендуется проводить как минимум два раза, -в конце нанесения слоя и перед началом создания рисунка. Если уже в процессе работы на стене художник замечает в рисунке какие-либо серьезные недостатки, с технической точки зрения будет даже хорошо, если его лишний раз шпателем заровнять и прижать, нарушая образующуюся кристаллическую корку.

В процессе высыхания любая фресковая штукатурка как правило дает небольшую усадку, но она тем меньше, чем гуще был замешан раствор. Фактически количество воды должно быть минимальным, не зря у Плиния в других древних источниках известь, подходящая для штукатурного замеса в первую очередь проверяется по ее густоте — «шпатель, воткнутый в известь, должен выходить из нее сухим».

Подготовка поверхности для окрашивания

Подготовка поверхности считается первым этапом росписи. Ее цель – известковым штукатурным раствором выровнять стену, выгладить ее почти до идеального состояния. Следы старого покрытия нужно полностью удалить. Старая краска либо плохо держащаяся штукатурка, обои, побелка – все, что ранее было на стене, надо убрать.

На сегодняшний день фреску делают по известково-песчаному раствору, его разводят в соотношении 1:4 (1 – гашеная известь, 4 – песок). А вот финишные слои придерживаются уже иных пропорций – 1:2,5 (вместо песка имеет смысл взять порошковый тертый кирпич).

Почему не стоит брать дешевую известь для штукатурной части работ:

  • она сделана из отходов, считается тощей, так как окиси кальция в ней меньше, гасится она медленнее;
  • из-за такого медленного гашения, а также большого количества примесей, такая известь даст высол, а значит, может впоследствии отстать от стены, образуя малопривлекательные подтеки на виду.

Ранее для художников было естественно хорошенько мыть и перемешивать известь, чтобы добиться полного гашения. Но сегодня есть возможность сразу купить чистую известь, погасив ее в домашних условиях.

Песок, который будет в составе раствора, должен быть чистым. Тот же речной песок отлично для того подходит. Его желательно просеять через некрупное сито, потому как штукатурные составы любят именно мелкий песок, так можно добиться более пластичного состава.

Штукатурная подготовка поверхности проходит в 3 этапа:

  1. Набрызг. Для известковых растворов идеальным основанием считается кирпичная стена, бетонная – уже чуть похуже. Если стена с обоями, все нужно снять, если стена кривая – обязательно армировать. Сам набрызг проводится либо мастерком, либо с насоса. Правилом снимаются излишки. Бывает так, что видно – набрызг получится толстым. Его нужно растянуть на 2-3 раза, чтобы не было трещин. И в таком случае армирующая сетка ставится сюда (но сначала нужно достать маячки).
  2. Грунтовка. Грунтуют стену, когда немного схватится набрызг. Важна густота раствора, он на стенку наносят все тем же мастерком, а перетирать его следует полутерком. Излишки тоже снимаются правилом. Так завершается геометрическое выравнивание поверхности.
  3. Укрывка. Для укрывного слоя нужно сделать более жидкий раствор, в роли заполнителя хорошо себя рекомендуют тертый кирпич либо мелкий песок. При чем, тертый кирпич все же будет предпочтительнее, так как он отлично задерживает влагу (а для качественного схватывания раствора это преимущественно).Сам слой укрывки небольшой, не больше 2-5 мм, его наносят теркой.

Подсказка: за один прием в технологии фресковой живописи нужно нанести столько укрывки, сколько вы сможете покрыть фреской. Так, например, опытный художник может расписать около 7-9 квадратов (с учетом сложности композиции, конечно же). Если в композиции будет много мелких деталей, производительности станет ниже, что нужно учитывать в нанесении укрывки.

О подготовке стены и росписи рассказывает художник-декоратор Сергий Гусев.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий