Как вырезать из дерева изделия по эскизам
Для начала приготовьте рабочее место, чтобы вам ничего не мешало, а все необходимое было под рукой. Позаботьтесь о хорошем освещении и удобной высоте поверхности для работы:
1) Выберите материал, с которым будете работать. Хорошо для работы лобзиком подойдёт ольха. Поверхность рабочей заготовки должна быть ровной и без сучков.
2) Вы можете придумать сами рисунок, который будете воплощать на дереве. Можно воспользоваться предложенными эскизами:
3) Желаемый узор перенесите на дерево. Это можно выполнить, используя кальку. Положите её на заготовку, сверху — листок с эскизом, и обведите карандашом все линии. Чтобы рисунок на заготовке не размазался и не испортил всю работу, пройдитесь по линиям лаком.
4) Приготовьте к работе лобзик. Умеренно натяните полотно инструмента. При слабой или слишком тугой натяжке полотно может поломаться.
5) Держа инструмент перпендикулярно изделию, начинайте выпиливать узор по контуру. Если эскиз предполагает узкие отверстия, выполнить их вам поможет шило. Нужно проколоть отверстие и самой пилкой выпилить необходимую часть.
6) После завершения выпиливания отшлифуйте заготовку, покройте лаком или покрасьте.
Что это такое?
Геометрическая резьба по дереву – пожалуй, один из самых сложных видов декорирования деревянных предметов.
Как правило, если мастер имеет достаточно опыта и твердую руку – геометрия в узоре заметна невооруженным взглядом.
Конечно, век современных технологий позволяет изготовить такие изделия и при помощи специальных станков, но невозможно гарантировать того качества и аккуратности, которые прослеживаются в работах профессионального опытного мастера. Что уж говорить об эксклюзивности изделия и о том, что такую красоту можно создать лишь от чистого сердца, вложив в работу частицу души.
Стоит отметить, что сама резьба не несет в себе никакой функциональности и используется исключительно в качестве декора.
Основы геометрической резьбы по дереву
Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.
Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.
Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.
Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.
Основные узоры
Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:
- двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
- трехгранная клинорезная (треугольники);
- четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
- криволинейная (скобка, спираль, круг).
Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.
Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.
Подготовка к работе
Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.
Узоры для резьбы по дереву
Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.
Подготовка заготовки из дерева
Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.
Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.
Подготовка поля
Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».
READ Кап и сувель что это и как отличаются?
Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.
Создание эскиза узора
Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.
В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.
Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок
Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента — хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.
- резьбу;
- отпиливание;
- колку и обтесывание;
- строгание;
- точение;
- долбление.
Обратите внимание на резцы, которые используют для ручного точения древесины. Помимо полукруглого, есть тут и плоский косой, угловой, отрезной, скошенный, угловой и т
д.
Для отпиливания заготовки используются пилы. Они могут быть поперечными, продольными, универсальными. Зубья у продольных пил имеют форму долота; у поперечных они треугольные, острые. Универсальные оснащены зубцами, имеющими прямой угол. Такой инструмент может резать волокна как вдоль, так и поперек и под углом. Каждые из этих пил могут быть ножовками, простыми, одноручными.
Если заготовка делается из кряжа, бруса или ствола, тогда используют топоры или колуны. Тесло — разновидность топора, лезвие здесь расположено перпендикулярно топорищу, применяется для создания фигурных и вогнутых изделий.
Для снятия стружки с заготовки применяют токарные либо ручные резцы, могут использоваться рубанки.
- стальных стержней;
- режущих лезвий;
- хвостовика.
- Широкие и прямые применяют для резки или зачистки ровных либо выпуклых заготовок.
- С круглыми лезвиями — для работы с роговыми сучками или с древесиной твердых пород.
- При помощи узких заготовку обрабатывают в узких местах.
- Долото с толстым стальным стержнем применяют для очистки глубокой полости или заготовки с дуплом. Углубляют долото в древесину при помощи киянки.
- Клюкарзами делают желоба различной глубины и радиуса.
- Стамесками-уголками выполняются канавки и треугольные углубления.
Выбор материала для работы
При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:
- Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
- Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
- Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.
Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.
Виды техник
Отличительной чертой шаблонов домовой резьбы по дереву является частое повторение орнамента и сюжета на разных элементах постройки. Для украшения мастера используют несколько разных техник:
- Глухая рельефная. На однородную фоновую поверхность наносится несквозной рельеф. В такой технике на наличниках, воротах и фронтонах вырезаются растительные орнаменты, мифические существа и сюжетные картины.
- Плоскорельефная. Эскизы домовой резьбы по дереву в такой технике подразумевают выбивание фона, а не рисунка — он остается плоским.
- Ажурная прорезная. Способ нанесения сквозного узора, характерный для выполнения накладных элементов. На фотографиях домовая резьба по дереву похожа на невесомое, легкое кружево.
- Контурная техника. Часто используется столярами-новичками ввиду легкости исполнения. Сложные эскизы в такой технике не выполняются; рисунки аккуратно обводятся с небольшим нажимом инструментами.
Резьба по дереву лобзиком – основные техники
Резьба по дереву лобзиком – это разновидность художественного оформления. Для обучения проще всего использовать фанеру – она дешевая и податливая. Есть несколько техник работы лобзиком по дереву.
Плоскорельефная резьба
Характеризуется углублением рисунка в толщу доски. Резное изображение и фон доски располагаются в единой плоскости. Одна из подвидов резьбы – это абрамцево-кудринская, в которой узоры, линии и порезы неровные, все заовалено, на фоне бугорки. Эмблемой данной техники является изображение птички.
Пропильная резьба
Является продолжением плоскорельефной разновидности. Ажурный рисунок пропиливается насквозь. Лобзик и поворотная пила наиболее подходящие инструменты для этой техники. Место будущих прорезов отмечаются на дереве шилом, после пропиливаются прямые или немного изогнутые линии.
Прорезная резьба
Для этой техники используют крупные порезки дерева. При помощи лобзика создаются ажурные рисунки с рельефом. Особенность прорезной резьбы в том, что при ее изготовлении удаляются все части фона. В качестве основы выбирают хвойную древесину.
Накладная резьба
Резьба считается накладной в том случае, если ее фон гладкий. Готовое изображение размещается на предметах интерьера для декорирования.
Особенности работы с лобзиком
Лобзик является самым доступным инструментом для выпиливания. Работа этим инструментом не требует больших финансовых затрат и отдельной мастерской. Резьбой, выполненной лобзиком, можно украсить зеркала, шкатулки, вазы, ножки столов и другую мебель.
Лобзики с трубчатой металлической рамой будут предпочтительнее для работы, так как пилка у инструмента натягивается ровнее. Ось ручки располагается в плоскости рамы. Пилка выбирается для каждого вида резьбы индивидуально.
Для прорезания больших деталей берутся широкие пилки с большими зубцами, самые мелкие детали вырезаются небольшими пилочками. Большие размеры быстрее режут, малые – наоборот. Процесс выпиливания идет по направлению движения сверху-вниз. Движение снизу-вверх должно идти свободно.
При несоблюдении техники ход лобзика вперед затрудняется.
С чего начать
Для того чтобы «подружиться» с фрезером, нужно потренироваться на простых изделия. Работа по шаблону поможет «набить руку». Возьмите заранее приготовленную заготовку нанесите рисунок, стараясь соблюдать пропорции. Найти шаблоны просто. В Интернете существуют варианты, которые легко перенести карандашом.
Рисунки для вдохновения:
Узоры на изделиях могут быть разными. Все зависит от фантазии создателя, ведь тот, кто создает, видит произведение по-своему. Новички, освоив элементарные правила, приступают к сложному. Можно научиться регулировать глубину выреза, добавляя узоры разными фрезами. Для самобытности работы мастера добавляют выемчатую резьбу на изделия.
Эффективная работа
Использование ручного электрофрезера подходит для художественной резной мебели. Художественная резьба особенно красиво смотрится на мебели. Фрезы разных размеров и профилей легко выполняют различные задания. К сожалению, фрезером невозможно сделать трехгранно-выемчатую работу. Это задание подходит для стамесок или ножей. Барельефная, контурная резка по дереву — все это под силу ручному фрезеру.
Можно сказать, что функциональность инструмента зависит от комплектации. Различные приспособления способны творить чудеса, улучшают изделие и облегчают работу мастера.
Трафареты подходят не только для обычных инструментов, но и для ручного фрезера. Примеры можно увидеть ниже:
Для чего же еще можно использовать ручной фрезер? Мастерам под силу преобразить интерьер дома с помощью сего инструмента
Нередко привлекают внимание дизайнерские вещи, интересные предметы. Если хочется что-то изменить в доме, то фрезер специально для этого! Он способен оживить старые вещи
Красивый узор еще никогда не ухудшал вид дерева!
Для осуществления такого рода задач существует фигурная резьба, воплощающая необычные решения в оформлении интерьера. Ею можно украсить мебель, паркет, сделать новые украшения. Эта резьба преобладает в славянском стиле. В наши дни он возвращается в моду и на рынке товаров изделия ручного фрезера высоко ценятся.
Для вдохновения можно посмотреть на фотографии работ, которые чаще всего встречаются на просторах Интернета:
Финишное покрытие
Шкатулка отправляется на заключительный этап работы – покрытие лаком. Вариантов, чем конкретно покрывать ларец, много. Наиболее удобным для новичка будет акриловый лак в аэрозольном баллоне. Он наносит защитный слой равномерно и быстро. Лак отлично сохранит натуральный цвет древесины, скроет следы суперклея, придаст блеск. Наконец, он защитит шкатулку от возможного разрушительного влияния солнечного света и кислорода, от воды, грязи и пыли.
Если соберетесь наносить лак кистью, приготовьтесь к тому, что процесс будет долгий и многоэтапный. Нужно покрывать ларец несколькими слоями, дожидаясь всякий раз высыхания предыдущего. Аэрозольный лак в разы удобнее.
Остается только пожелать вам удачных проб, ловкого управления инструментов и податливого, качественного дерева. И помните, аппетит приходит во время еды: в процессе резьбы возникают новые творческие идеи и настроение для их воплощения в жизнь!
Резьба по дереву для начинающих
Геометрическая резьба является самым простым видом творчества по дереву. Она не требует особой подготовки, много умения и опыта. С геометрией эскизов справится даже новичок. Для этого вида резьбы понадобятся такие инструменты:
- косой нож;
- стамеска;
- брусок;
- наждачная бумага;
- лак;
- морилка.
Главным инструментом является нож. Всегда нужно следить за степенью заточки его лезвия. Ножи для декоративной работы по дереву можно сделать самостоятельно.
Вначале неопытному резчику нужно научиться правильно держать нож. Для этого следует потренироваться, вырезая бороздки на деревянной доске. Начинающему резчику лучше использовать мягкое дерево
Важно перед работой определить направление волокна. Начать резать, крепко держа нож за низ ручки и направляя тупой угол ножа к себе. Нож наклонить вправо, а тупой угол лезвия ножа не должен полностью погружаться в дерево
Рука должна двигаться четко по линии
Нож наклонить вправо, а тупой угол лезвия ножа не должен полностью погружаться в дерево. Рука должна двигаться четко по линии.
Резьба по дереву
Плоскорельефная резьба
Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путем выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента (рис. 185).
Такой вид резьбы дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоемкая, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента.
Рис. 185. Плоскорепьефная резьба: 1 – наличник; 2, 3 – орнаментальные полосы; 4 – панно
Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения (рис. 186): с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, с подушечным фоном.
Рис. 186. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром: б – с подобранным (выбранным) фоном: 1 – чвканка фона; 2 – порезки уголком; 3 – порезки полукруглыми стамесками; в – с подушечным фоном
Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Работа выполняется стоя. Процесс резьбы начинается с надреза по контуру рисунка (рис. 187). Надрез может быть сделан косячком или краем отлогой стамески почти вертикально, затем следует подрезка со стороны фона. Для работы подбирают такие стамески, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения слоя древесины.
Рис. 187. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура орнамента
После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы эта грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.
При выполнении крупного орнамента с углубленной выемкой для облегчения работы можно использовать стамески-уголки, клюкарзы-уголки, а также полукруглые стамески. Делать выемки можно с помощью киянки, направляя стамеску ударами. Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров от линии рисунка. Получив выемку, продолжают резьбу (заоваливают), как указано выше.
Резьба с подобранным (выбранным) фоном (рис. 188). Выполняется так же, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать ему особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это сделает резное изображение еще более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект.
Рис. 188. Техника выполнения плоскорепьефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном: а – надрез: б – подрезки; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заовапиванио контура
Техника выполнения плоскорельефной резьбы. По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура украшения. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками или стамесками-клюкарзами – гладкими или профилированными, в зависимости от того, каким задуман фон.
При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки
Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого – со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.
В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным (рис. 189), а резьба с заоваленными контурами выглядит более строго, графично.
Рис. 189. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрез по контуру: б – подрезка к вершине фона: в – заоваливание фона и контура орнамента
Виды и типы наличников для окон
Их форма может быть:
- фигурной;
- плоской;
- скругленной;
- выпуклой.
Характеризуются простотой производства и не высокой стоимостью наличники плоской формы. Изготавливаются выпуклые наличники при помощи специальных станков и, в связи с этим цена изделий значительно повышается. Резные наличники имеют большую эстетическую ценность и значительную стоимость.
По способу монтажа классифицируют наличники:
- телескопические. Они имею специальные выступы, заходящие в соответствующие полости коробки;
- накладные.
Современные материалы и требования к элементам домов определили тенденции запросов домовладельцев. Лидерами по популярности являются резные наличники, выполненные из пластмассы.
Указания по монтажу
В том, чтобы установить наличники с прорезным рисунком, нет особых премудростей. Конструкцию можно собрать на столе, а затем поставить на окно целиком либо крепить по частям. В рубленом деревянном доме для монтажа облицовки необходимо подготовить площадки по периметру проема, подрезав бревна на ширину доски.
Поэлементная сборка на саморезах производится в таком порядке:
- Все резные детали обработайте лаком и разложите по местам на подготовленной доске, чтобы сформировать рисунок.
- Если необходимо сделать большое навершие, то в качестве основания используйте несколько досок, соединенных между собой уголками.
- Каждый элементы прикрутите к основанию, завинчивая саморезы с обратной стороны доски.
- Готовый наличник установите заподлицо с оконной рамой, чтобы он закрыл щель, и закрепите длинными шурупами. При створках, открывающихся наружу, сделайте отступ 1—2 см, чтобы они распахивались на 90°.
Как правильно производится установка резных нащельников, показано в видеосюжете:
Материал для работы
Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров. У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы
Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего
У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.
Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно
Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент. Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину
На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать
Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.
Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.
Особенности прорезной резьбы по дереву
Некоторые считают, что сквозная резьба получила распространение вместе с появлением тонких широких досок промышленного изготовления. До этого подходящие материалы приходилось изготавливать вручную.
Пропильная резьба представляет вырезание сквозных изображений из тонких досок или листов фанеры. Существует несколько разновидностей такого искусства. Иногда прорезные рисунки оставляют плоскими, а в некоторых случаях их делают рельефными с помощью использования стамесок и специальных ножей.
Сейчас имеются инструменты, с помощью которых мастер может работать спокойно и уверенно. В далёкие времена для того, чтобы выполнить узоры с помощью прорезной резьбы по дереву, сначала просверливали отверстия с помощью древнего аналога дрели — коловорота. Затем выпиливали фигурные прорезные отверстия с помощью лучковой пилы.
Если необходимо, украшают получившиеся изделия резьбой по дереву, придавая ему объём.
Сейчас принято начинать обработку отверстий, используя дрель с набором подходящих свёрл. Пропиливают их вдоль краёв лобзиком. В сложных случаях используют традиционные инструменты для обработки дерева: ножи, стамески и пилки. Использование электроинструментов позволяет существенно увеличить скорость работы мастера.
Иногда во время обработки могут быть повреждены края отверстий. Чтобы исправить это используют ножи, а также наждачную бумагу. Чтобы снизить риск повреждения, нужно с обратной стороны подклеить лист толстой бумаги — в этом случае инструменты не будут рвать края отверстий.
Трафареты для прорезной резьбы
Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона – он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета. Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.
Выбор материала для работы
При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:
- Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
- Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
- Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.
Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.
Технология и инструмент
Чтобы сделать первый шаг к овладению методикой, выбираем эскиз или готовим трафарет, если узор окажется сложным и циклично повторяющимся. Рисунок переносится на древесину, а после обрабатывается выбранным инструментом. Для выполнения прорезания, как правило, используют мягкие породы дерева:
- липа;
- пихта;
- сосна;
ель.
В зависимости от выбранного инструмента, применяют соответствующую технологию выпиливания. Если для резьбы будет использован электролобзик или ручной лобзик, в этом случае засверливаем отверстия, согласно трафарету, для ввода пильного полотна. Такой метод проще, но при работе лобзиками не исключены ошибки. Также используется ручной электрический фрезер. В этом случае гарантируется качественная обработка граней рисунка, однако, работа фрезером предполагает наличие опыта.
Меры предосторожности при работе
Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.
Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:
Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости
Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой
Об них моно запнуться и упасть.
Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.
В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.