Как передвигали дом в Москве – реальная история

Жемчужины Тверской

Дома № 2, 4 и 6 по правой стороне (архитектор Г. Мордвинов) — прекрасные примеры «сталинского» стиля: арки, оформленные гигантскими колоннами, кессонированные своды, выделенные карнизы, рельефы – все три здания очень похожи между собой. Они формируют непрерывное фасадное обрамление улицы, парадное и торжественное.

Дом №7 по левой стороне – Центральный телеграф, знаковое здание для своего времени. ХХ век – эпоха открытия новых конструкций и стилей. Строгий фасад здания представляет собой неприкрытый железобетонный каркас, главным украшением которого служит большой стеклянный глобус. Авторы проекта – С. Гинсбург и И. Рерберг – работали в конце 20-ых годов, ещё до окончательного утверждения «сталинского» стиля, поэтому здание лишено традиционных портиков, колоннад и арок и выполнено в строгом, конструктивистском духе.

Дом №13 по левой стороне – здание Мэрии (бывший дом генерал-губернатора). Оно построено в конце XVIII в. (предположительно по проекту М. Казакова) и изначально было четырёхэтажным. Во время реконструкции Тверской дом передвинули, а в 40-е к нему пристроили ещё два этажа. Проект поручили выполнить архитектору А. Бурову, но он отказался, не захотел уродовать историческое здание. Это решение стоило ему работы в архитектурном институте и мастерской. В итоге проект был выполнен Д. Чечулиным. Между исторической частью и надстройкой лежит четкая граница, обозначенная  большим карнизом.

Зачем перемещали дома?

Это может прозвучать фантастически, но в нашей столице в период с 30-е по 80-е годы прошлого столетия совершались передвижки домов вместе со всеми коммуникациями и без выселения жильцов. Ни один дом при этом не разрушился, все благополучно обрели новое место жительство.

И первое, что приходит в связи с этим на ум, вопрос: для чего вообще предпринимались подобные действия? Ведь для приложения огромных усилий должна быть очень веская причина. В данном случае, как в известном анекдоте: Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Сделаем!» В середине 30-х годов правительство утвердило план реконструкции Москвы, в котором обозначили улицы, нуждающиеся в перестройке и расширении.

Для этого пришлось бы сносить жилые здания, что влекло за собой много проблем. Поэтому было решено передвинуть их вглубь дворов. Больше всего кандидатов на переселение было отмечено на улицах Тверская, Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.

Первый дом переместили осенью 1935 года — всего на 25 метров, но уже этот опыт потребовал колоссальных усилий. Для завершения проекта понадобился почти месяц. На пути жилого дома на Тверской, который планировали передвинуть на 2-ю Брестскую улицу, стояла двухэтажная подстанция. Поэтому технологию сначала опробовали на ней. Через два года переместили небольшую лабораторию завода музыкальных граммофонных пластинок. Далее передвинули пять строений, оказавшихся на пути нового русла Москвы-реки. Таким образом потихоньку отрабатывалась и совершенствовалась сложная технология.

Триумфальная площадь

Триумфальная площадь долгое время представляла сложную градостроительную задачу для архитекторов. Место пересечения двух транспортных магистралей, большая, неуютная, шумная, без четких границ – она мало подходила для отдыха. Сегодня эта проблема решается созданием искусственной рекреационной зоны: участок вокруг памятника Маяковского огорожен, внутри него разбиты клумбы, установлены скамейки, размещены несколько небольших магазинчиков и кафе, поставлены качели.

Тверская улица старые фото:

“Тверская улица”
Тверской бульвар зимой. Вид с колокольни Страстного монастыря.
Дата: начало 1930-х годов


“Тверская улица”
Начало Тверской улицы, справа – Саввинское подворье.
Дата: начало 20 века
“Тверская улица”
Вид Тверской улицы от Малого Гнездниковского переулка. На переднем плане дом Бахрушиных, построенный в 1900 году. Следующий дом с булочной и пекарней принадлежал с середины XIX ввека булочникам Филипповым (построен в 1893 году). Дома существуют и сегодня.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Вид Тверской улицы от дома московского генерал-губернатора в сторону Бульварного кольца. Все эти сооружения снесены в конце 1930-х годов при расширении Тверской улицы.
Дата: начало 1900-х годов
“Тверская улица”
Вид Страстной площади и Тверской улицы в сторону Кремля. На правом углу храм святого Димитрия Солунского.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Дом Нирнзее, снос церкви святого Димитрия Солунского на углу Тверской улицы и Тверского бульвара.
Дата: 1934 год
“Тверская улица”
1-я Тверская-Ямская улица, Триумфальная площадь.
Дата: начало 1930-х годов
“Тверская улица”
Вид в сторону Пушкинской, бывшей Страстной, площади, справа – Елисеевский магазин. Двухэтажный троллейбус Ярославского производства.
Дата: 1930-е годы
“Тверская улица”
Вид в сторону Пушкинской, бывшей Страстной, площади.
Дата: 1930-е годы
“Тверская улица”
Гостиница “Мадрид”, которая располагалась рядом с Моссоветом (ныне – здание московской мэрии). При расширении Тверской гостиница была снесена.
Дата: 1930-е годы
“Тверская улица”
Тверская улица начиналась от Воскресенской площади. Сложилась в конце XV века на дороге в Тверь. К середине XIX века стала богатой торговой улицей. В 1870 году появилось асфальтовое покрытие, в 1896 году – электрическое освещение.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Вид Триумфальных ворот с площади Тверской заставы в сторону Петербургского шоссе. Первоначально временные деревянные Триумфальные ворота были поставлены в 1814 году на пересечении Садовой и Тверской улиц. В августе 1829 года новые Триумфальные ворота были заложены у Тверской заставы. Постройка ворот завершена в 1834 году. В 1936 году при расширении проезжей части ворота разобрали, а в 1966 году их копия установлена в конце Кутузовского проспекта.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Вид Художественного театра в сторону Тверской улицы. В Камергерском переулке, расположенном между улицами Тверской и Большой Дмитровкой, на месте здания Художественного театра находился особняк Челищева. В 1882 г. здание перестроено под Камерный театр. В 1902 г. здание реконструировано для Художественного театра.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Вид в сторону Пушкинской площади. Cлева здание Моссовета (оно же главный дом усадьбы генерал-губернатора), нынешней московской мэрии.
Дата: 1930 год

Другие фото старой Москвы:

Главный дом усадьбы В.И.Козицкой.

Возвращаемся на Тверскую и идем далее. Дом №14 – еще один редкий для Тверской улицы дом XVIII века, Главный дом усадьбы В.И.Козицкой. В XIX веке, здесь располагался Литературный салон, который посещали Пушкин, Жуковский и многие другие поэты. В1898-м году купец миллионер Григорий Елисеев выкупил дом у прежних владельцев и спустя три года, в 1901-м году, открыл роскошнейший магазин, названный «Дом Елисеева». Ассортимент магазина поражал своим богатством даже самых взыскательных москвичей. Здесь впервые появились трюфеля, устрицы и многие другие яства, которые ранее завозились в Россию только по заказу, в свободной продаже купить их было невозможно. Елисеевский магазин работает и по сей день. Его нынешние владельцы даже провели в 2003-м году глобальную реконструкцию интерьера, и магазин стал напоминать прежний – времен дореволюционной России. В этом же здании с магазином соседствует заведение совершенно иного толка. Это Музей — Гуманитарный центр «Преодоление» имени Николая Островского. В этом доме писатель провел последний год своей жизни.

Здание Государственной думы.

Первое здание на нашем пути, которое достойно внимания это серое огромное здание Государственной думы, с него начинается Тверская улица. На противоположной стороне располагается гостиница «Националь». Здание гостиницы построено в начале XX века. «Националь» — это уникальная гостиница, действующий музей, принимающий постояльцев в исторических интерьерах. На заре своей более чем вековой истории отель приветствовал высоких гостей последнего русского царя и представителей царствующих династий Европы. В годы Второй мировой войны «Националь» служил резиденцией 16 иностранным посольствам и дипломатическим миссиям.

Тверская площадь

Также с Тверской площади мы видим Церковь Святых бессеребренников Космы и Дамиана, расположенную в Столешниковом переулке. Эта церковь — одно из немногих строений XVIII-го века, уцелевших вовремя глобальной реконструкции Тверской улицы. Это, на первый взгляд, весьма удивительный факт, так как разбирались или сносились даже обычные дома, не имеющие отношения к православию, а вот церковь, несмотря на воинствующий атеизм, насаждаемый советской властью, уцелела. Но тому есть объяснение. Если мы подойдем ближе к храму, то увидим памятную табличку на которой можем прочесть, что с 1929-го года в здании церкви располагалась Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы им.М.И. Рудомино. Только поэтому храм оставили в покое. Как гласит табличка – «Книга спасла Храм».

Авторы Гайдпарка

  • Петр Новыш

    Об опасности возлежания на диване

    Читать полностью

  • Voxpop

    Бандеровская “нормандия” не улетит домой

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Неизбежный крах гегемонии доллара

    Читать полностью

  • Капитанская дочка NN

    Не понимаю

    Читать полностью

  • Анатолий Иванушкин

    Установит ли В.Путин на освобождённой территории Украины Советскую Власть?

    Читать полностью

  • David Rubinstein

    Запад (коллективный) высылает российских дипломатов

    Читать полностью

  • Куприч Михаил

    Они этого точно не ждут

    Читать полностью

  • Max

    Ваше отношение к событиям в Буче

    Читать полностью

  • Анатолий Иванушкин

    Вчера на ТВ Карен Шахназаров соловьевских дружков уконтракупил!

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сейчас лучше не высовываться

    Читать полностью

  • Анатолий Иванушкин

    Либералы- радикал предал либералов- консерватора- В.Путина…

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Авиакомпании России забили тревогу

    Читать полностью

Пушкинская площадь.

Сразу за памятником установлен Камень в память о Страстном монастыре. Он служит напоминанием о том, что на месте Пушкинской площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь, разрушенный до основания, как и многие другие Православные Храмы, в 30 годы ХХ века. За памятником Пушкину и камнем расположен Пушкинский сквер с с одноименным фонтаном, окруженным скамейками. А за сквером — здание кинотеатра «Россия», последние 15 лет носивший название «Пушкинский». Слева от кинотеатра, там, где начинается улица Малая Дмитровка, расположен Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Возвращаемся обратно на Тверскую улицу. Пройдя несколько домов современной постройки, не представляющих для нас особого интереса, сворачиваем в следующий переулок – Настасьинский. Здесь находится интересное с точки зрения архитектуры здание из серо-зеленого кирпича. Дом построен в начале XX-го века, но по стилю напоминает хоромы XIIX – XIX вв. Здесь с 1916-го года располагалась Ссудная Казна. Сегодня здесь находится Хранилище Центробанка, однако, никаких табличек, никаких указателей, говорящих об этом, мы не увидим.

Как осуществлялась передвижка целых зданий

Нужно отметить, что методика была изобретена не в СССР, а появилась гораздо раньше. Впервые здание переместили еще в середине XV века в Италии — это была колокольня Святого Марка в Болонье. В XIX веке перемещать строительно-архитектурные объекты научились в США, где даже образовались специализированные фирмы. В России впервые такой эксперимент в 1812 году осуществил Дмитрий Петров — народный умелец, передвинувший деревянную церковь. В 90-е годы XIX века в Москве были передвинуты несколько каменных домов.

В СССР технологию усовершенствовали и, что называется, поставили на поток. Стены зданий предварительно укрепляли металлическими или железобетонными рандбалками. Для придания устойчивости применяли поперечные и ходовые балки. А для направленного движения прокладывали железнодорожные рельсы, по которым дом, в буквальном смысле, переезжал на новое место, где для него уже был заготовлен фундамент.

В роли тягловой силы выступали электролебедки с тросами и электродомкраты. Коммуникации обрубались при снятии дома с места, за что отвечали специальные рабочие бригады, а в новой локации монтировали другие трубы и провода.

Если дело происходило зимой, то в доме строили небольшую автономную котельную, чтобы трубы отопления не замерзали и не приходили в негодность. Электричество в здании не отключали, а вытягивали кабели с помощью дополнительных отрезков.

Тверская улица архитектура

Дома №4 и №6, а также дом №9, что распложен на противоположной стороне, памятниками архитектуры не являются, но на них также стоит обратить внимание. Они облицованы черным гранитом и выглядят довольно мощно и монументально

Как, впрочем, и большинство домов, возводимых в сталинскую эпоху — своей мощью послевоенная архитектура как бы отражала мощь Страны — Победителя. Имеется даже версия, что гранит, которым выложены дома на Тверской, был завезен в советский Союз немецкими войсками. Из него Гитлер, после победы, собирался возводить Памятник Третьему Рейху на обломках поверженного Союза. Однако, возможно, это всего лишь легенда.

Театр Ермоловой.

Мы обращаем внимание на здание зеленого цвета и причудливым декором на другой стороне улицы это здание театра им. Ермоловой

Мало кто знает, что основа у этого дома гораздо древнее, чем кажется на первый взгляд. В петровскую эпоху князь Григорий Федорович Долгоруков, построил дом с европейскими деталями на фасадах, в соответствии с архитектурной модой эпохи. В 1880-х годах фасад здания переделан по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского, а само оно надстроено – с этого времени здесь находился пассаж, принадлежавший купцам Постниковым. Вторая перестройка дома относится к 1910–1913 годам: на фасаде появились мощные атланты и центральный купол. После революции место торговли заняло театральное искусство: в бывший Постниковский пассаж в 1936 году въехал знаменитый Театр В.Э. Мейерхольда. С 1946 года здание на Тверской занимает Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий