Виды систем автоматики
Конструктивно под автоматизацией подразумевают электропривод, обеспечивающий четкую работу ворот после сигнала, отправленного с пульта управления. Гаражных ворот существует три группы, а четвертая встречается обычно в холодных, не отапливаемых сооружениях для хранения оборудования и машин.
Популярными являются распашные, секционные и роллетные виды ворот. Автоматизация секционных и роллетных видов гаражных ворот происходит в последнее время чаще других, поэтому рассмотрим именно их.
Секционные автоматические гаражные двери
Основные составляющие автоматики
- Электромеханический привод;
- Встроенный или внешний блок управления;
- Устройства безопасности и оповещения;
- Пульт дистанционного управления.
Для секционных и роллетных конструкций затворов гаражей применяются приводы потолочного типа. В них отлично сочетаются высокая функциональность и невысокая стоимость.
Автоматика для секционных воротных устройств
В секционных дверных устройствах гаражей автоматика имеет некоторые особенности. Двигатель, который приводит в движение секционное полотно для закрывания или открывания, прикрепляется к потолочной плите или балке. Место, где крепится электропривод, находится на середине секционного полотна. При такой установке в работе привода не будет возникать перекосов панели. Механизм при помощи тягового рычага соединяется с верхней секцией полотна. Электромотор сообщает каретке, которая под его действием движется в механической цепи, замкнутой в кольцо, и в свою очередь передаёт движение панели ворот.
Схема установки секционного двигателя
Управление секциями происходит при помощи нажатия кнопки. Проёмы оборудуются специальными датчиками, которые прекратят опускание секций панели, если в проёме появится посторонний предмет или человек.
Размещение автоматических блоков секционных ворот
Автоматизированные гаражные затворы секционного типа гарантируют наличие комфорта, надежности, безопасности и длительный срок работы.
Анализ схемы изготовления
В отличие от других вариантов, брать за основу чертеж заводской модели не рекомендуется. В большинстве случаев полотно поднимается с помощью сложной системы противовесов и направляющих. Сделать подобную конструкцию ворот самостоятельно будет проблематично. Но из этого чертежа можно взять некоторые компоненты.
Особую проблему представляет собой нижняя часть. Сделать движущиеся шарниры и регулируемую подъемную систему будет сложновато. Выход – закрепить нижнюю часть воротного полотна с помощью системы роликов. Рама будет выполнять функцию направляющих. В итоге схема будет модернизирована для изготовления конструкции своими руками.
Описание принципа работы самодельных подъемных гаражных ворот:
- Верхние ролики крепятся на г-образные профильные трубы. Движение происходит по горизонтальным направляющим из п-образного профиля.
- Подъем осуществляется с помощью противовеса. Снизу ворот приваривают крюк, к которому крепится стальной трос, ведущий к ролику вверху. Масса противовеса зависит от веса створки и ее высоты, определяется опытным путем.
- Дополнительно можно сделать распашную створку. Для этого на раму ворот необходимо приварить ребра жесткости.
- Полотно формируется из алюминиевых или оцинкованных листов. Желательно сделать утепление с внутренней части.
Это общее описание принципа изготовления и работы конструкции. Детали можно адаптировать под конкретный проем, улучшить функционал подъемных ворот.
Частые проблемы при установке подъемных ворот
Примерзшее полотно проливают горяей водой
Если есть шум работающего мотора, но при этом полотно не приходит в движение, причиной может быть блокировка механизма лишним препятствием на пути роликов. Вторая причина в порче пружины.
Если привод не работает совсем, отключают блокировку и открывают ворота вручную. В этом случае находят поломку в автоматике или в конструкции самих ворот.
Самостоятельно открывается створка поле закрытия — неверные настройки работы привода.
Вибрация при открывании говорит о расслабленных метизах, которые нужно проверить и закрутить.
Требования охраны труда перед началом работ.
2.1 Осмотреть рабочее . место и убрать все посторонние предметы, которые могут помешать работе и свободному проходу к пульту управления механизмом открывания или закрывания механических ворот.
2.2 Проверить внешним осмотром целостность пульта управления, исправность ворот. При необходимости и не достаточном освещении, включить местное освещение в тамбуре перехода из цеха на улицу для лучшей видимости происходящего перед механическими воротами.
2.3 Проверить работоспособность механизма передвижения ворот и наличие звукового сигнала, произведя кратковременное нажатие соответствующих кнопок на пульте управления открывания и закрывания въездных механических ворот. В зимнее время необходимо включать тепловую завесу для уменьшения выстуживания здания во время открывания механических ворот.
Как сделать актуатор самостоятельно
Когда столбы под ворота выложены из кирпича, камня, рекомендуется заранее продумать в кладке размещение закладных для фиксации привода.
Распашные ворота можно делать не только с заводским линейным электрическим приводом, но и собрать последний самостоятельно из подручных средств.
В качестве основы механизма актуатора подойдут:
- винтовые домкраты;
- приводы спутниковых антенн;
- электромоторы с усилием от 120 Н;
- стеклоподъемники с автомобиля.
Выбирать в качестве основы два актуатора от спутниковых антенн рекомендуется в случае, когда вес створок не превышает 100 кг.
Нужно смотреть, чтобы их ход штока был от 35 см. Для установки нужно просто зафиксировать к створкам, столбам крепежные кронштейны под приводы.
Для сборки актуатора для тяжелых распашных ворот понадобятся такие материалы:
- профильные трубы;
- лист стали толщиной 4 мм;
- два винтовых домкрата;
- два стеклоочистителя от автомобиля;
- шпильки резьбовые, винты (на выбор) длиной 10 мм, диаметром 6 мм.
Из инструментов нужны будут:
- болгарка с дисками по металлу;
- сварочный аппарат, маска, электроды;
- электрическая дрель.
Последовательность сборки:
- Сначала разбирают домкрат. С него снимают крышку, ручку, шестеренки.
- Далее делают фиксатор, который не даст возникновению продольного люфта винта. Для этого понадобятся стопорные кольца, шайбы.
- Болгаркой срезают основание подъемного механизма.
- Разбирают стеклоочистители. Из них извлекают электродвигатель с редуктором.
- Берут кусок профильной трубы длиной 6‒8 см, сечением 20*20 см. Из нее делают соединительную муфту. Готовую муфту монтируют к винту домкрата.
- В куске профильной трубы квадратного сечения 18*18 мм делают нарезку резьбы под вал редуктора.
- На двигатель стеклоочистителей крепят ответную часть соединительной муфты.
- Берут кусок стального листа размерами 80*80 мм и приваривают к верху домкрата. Этот кусок понадобится, чтобы закрепить электродвигатель.
- По углам листа электродрелью проделывают отверстия под размеры корпуса редуктора.
- Выполняют соединение винта с электродвигателем. Элементы крепежа ‒ длинные гайки, шпильки.
Производители
Приобрести качественную фурнитуру для самостоятельного изготовления автоматических ворот или сами готовые ворота сегодня можно у многих производителей.
Чтобы приобрести качественный товар, в первую очередь, лучше обратить внимание на продукцию следующих производителей:
Nice – это бренд, который пользуется широкой популярностью не только в России, но и других странах мира. В ассортименте представлены как автоматические ограждения всех видов, так и наборы фурнитуры для их самостоятельного создания, автоматика различных видов и другие сопутствующие товары. Продукция этой компании ценится за высочайшее качество и адекватные цены.
- Came – это итальянский бренд. Так же, как и у других производителей, в его ассортименте представлены все виды автоматических ворот, а также фурнитура различного вида. К тому же, именно автоматику ворот этого производителя можно при необходимости соединить с автоматикой других предметов дома, создав «умный гараж» самостоятельно.
- Hörmann – еще один производитель, заслуживающий внимательности покупателей к своим товарам. Помимо наборов фурнитуры и готовых автоматических ограждений, в ассортименте представлены приводы и двигатели, системы управления различных видов. Вся продукция безопасная и качественная.
Если вы хотите быть уверены в высоком качестве приобретаемых или изготавливаемых самостоятельно автоматических ограждений, то ассортимент товаров этих брендов стоит изучить в первую очередь.
Полезные советы
Напоследок хотелось бы привести ряд рекомендаций, которыми в своей практике пользуются монтажники:
- механизм монтируется электроприводом и рычагом вниз, по верхней кромке полотна;
- сначала устройство монтируется на столбах, а затем – на дверцах;
- по завершении монтажа механизма следует открыть ворота вручную и отрегулировать работу концевых выключателей;
- электропитание необходимо подсоединять, когда привод заблокирован;
- во избежание выхода из строя электропривода при блокировке створок в электрической схеме следует предусмотреть устройство защитного отключения;
- на видимом для потребителя месте монтируется сигнальная лампа, которая должна светиться при подаче электричества на моторы механизма.
- механизм должен быть защищен от внешних воздействий специальным кожухом.
Советы по эксплуатации
Чтобы эти ворота служили долгое время, нужно придерживаться следующим советам по использованию:
- Время от времени механизмы нужно обслуживать. Процесс заключается в смазывании подвижных элементов. Допускается использование только незамерзающей смазки.
- Периодически следует осматривать направляющие и чистить их от мусора. Если образуется лёд, то полотно может заклинить.
- Проверке подлежат и механизмы автоматики. Проверять детали нужно минимум раз в год. Если какой-то из элементов вышел из строя, то рекомендуется доверить ремонт специалистам.
- Нужно следить за полотном. Оно имеет антикоррозийное покрытие, однако часто его повреждают. Рекомендуется своевременно очищать ворота от грязи при помощи воды и мыльного раствора. Если какая-либо из секций погнулась или поцарапалась, то её следует обработать специальными средствами против коррозии или заменить.
Часто бывает так, что некоторые из деталей, сделанные своими руками, проще и дешевле заменить на другие.
Понятие стандарта
Прежде всего, нужно заметить, что нет общепринятых и повсеместно использующихся стандартных значений для определения размеров, в частности ширины. Их просто невозможно установить на государственном уровне ввиду существования очень многих факторов.
- Большое разнообразие марок и моделей автомобилей, которые могут существенно отличаться габаритами.
- Назначение самих ворот. Они могут быть промышленными, предназначенными для установки на различных производственных и промышленных объектах, и гаражными, то есть используемыми для частных гаражей, которые практически всегда имеют меньшие размеры.
- Вариант въезда в гараж тоже может различаться. Здесь имеет значение и расположение объекта выше или ниже нулевого уровня, и угол поворота с подъездной дорожки.
- Существенные отличия в строении разных типов ворот. Например, для ширины секционных ворот имеет значение размер стандартных составляющих панелей.
- Производитель. Каждый производитель вводит свои стандарты, так как он ориентирован на различные рынки.
- Назначение по количеству автомобилей. Если говорить только о гаражных воротах, то габариты самого гаража и то, сколько машин должно и может там находиться единовременно, тоже много значат.
Поэтому рассматривать стандартные размеры ворот имеет смысл только лишь в привязке к этим факторам.
Виды
Секционные ворота в зависимости от их конкретного назначения и некоторых характеристик делятся на виды. Так, бывают:
- Секционные гаражные ворота. Допускают возможность монтажа на любые гаражные проёмы. Чаще всего они изготавливаются из сэндвич-панелей толщиной примерно 5 см. Кроме того, поскольку они устанавливаются в гараже на улице, их покрывают специальными полимерными веществами, которые предотвращают коррозию. Это могут быть модели с ручным управлением или автоматические системы. Изделия с ручным управлением работают на пружинах, которые рассчитаны более чем на 25 000 циклов подъёма и опускания. Но даже если пружина сломается, такая система будет защищена благодаря функции дополнительного предохранения от падения полотна. Многие такие модели имеют защиту от защемления рук, которая срабатывает, когда вы поднимаете панели.
- Подъёмно-секционные ворота могут иметь большое количество секций. В основном, это устройства с автоматической системой, и изготавливаются они также из сэндвич-панелей. Такие модели могут иметь механические стоперы и дополнительные опоры для обеспечения безопасности. Причём можно выбрать как стандартные ворота толщиной 4 см, так и более качественные и надёжные модели толщиной 6 см. Такие ворота часто используют для въезда на территорию дома или для гаража.
- Промышленные секционные ворота являются более надёжными. Как правило, такой тип ворот рассчитан на 100 000 циклов. Чаще всего они имеют механизм подъёма на торсе, который оснащается защитой от обрыва торса или пружин. Они предназначены для складских и промышленных помещений. Причём это обуславливает их нестандартный вид, позволяющий монтировать их под наклонную крышу и на вход в склады даже с очень высокими потолками, что необходимо для въезда грузовой техники. Но такие модели имеют более простой дизайн и оформление.
- Секционные ворота с дверью отличаются тем, что представляют собой полотно, в котором имеется дополнительная входная дверь. В калитку можно войти, когда это необходимо, не открывая ворота полностью. Причём открывается такая калитка обычно только наружу. Само полотно ворот также поднимается кверху, несмотря на то, что на них установлена дверь. Это могут быть и модели с рольставнями. Как правило, дверное полотно изготавливается под цвет ворот и имеет очень низкий порог. Это отличное решение для тех, кто много времени проводит в гараже. Можно зайти в него, не открывая полностью ворота и не закрывая их за собой. Это отличный вариант, который позволит избежать дополнительной установки двери.
- Автоматические секционные ворота – это большая группа изделий, которые имеют автоматический подъёмный механизм-двигатель. Как правило, они оснащены специальной защитой от падения полотна, поэтому они полностью безопасны. Считается, что это самый тихий и практически бесшумный вариант ворот. Автоматические секционные ворота – отличное решение для семей, в которых есть маленькие дети. Очень часто шум ручных секционных ворот будит их, но в данном случае проблема будет решена. Конечно, такие покрытия имеют более высокую стоимость, но зато они гораздо удобнее в эксплуатации. К тому же многие модели оснащают дополнительным механизмом с торсом для того, чтобы вы смогли провести балансировку полотна.
Кроме того, последняя разновидность ворот разделяется на виды в зависимости от характеристик. Это могут быть стандартные тонкие модели или утеплённые более толстые и надёжные ворота.
Выбор и настройка автоматики
Сложность конструкции зависит от механизма подъема
Если ограничиться ручным открыванием и закрыванием, то важно соблюсти размеры и симметрию, чтобы получить долговечные и аккуратные складывающиеся ворота
Если же добавить автоматику, то придется приобретать моторчик и подсоединять его с помощью троса к воротам. Кстати, для гаражных ворот считается необходимой установка автоматики, если вес конструкции превышает 30 килограммов.
Автоматика с сервоприводами применяется для откидывающихся ворот. Известен вариант с мотором, который приводит в движение катушку, на которую наматывается трос. Для правильной работы потребуется отладить механизм, задать для него крайние точки и аварийный режим отключения. Все это можно сделать самостоятельно, по инструкции, или обратиться за помощью к опытному электрику.
Подъемные ворота
Подъемные механизмы
Что касается откатных и распашных ворот, то они используются как для обустройства гаражей, так и для въезда во двор. Подъемные же ворота устанавливают исключительно в гаражах. Они представляют собой полотно, поднимающееся и сдвигающееся под потолок помещения.
Подъемные ворота пользуются большим спросом среди потребителей, так как отличаются удобством в процессе эксплуатации, высокими защитными свойствами от несанкционированного проникновения, а также доступной ценой.
Подвиды
Подъемные ворота можно поделить на 2 подвида: поворотные и секционные. Если говорить в целом, то конструкция этих ворот схожа, есть различия в наборе комплектующих, а также порядке и способе их установки.
Существенное различие заключается в том, что секционные ворота более подвижны и гибки, отличаются большей надежностью, а поворотные конструкции – более просты. Безопасность последних обеспечивается только за счет целостности полотна.
Экономим средства, делаем сами
Есть 2 варианта экономии без потери качества:
- Установить ворота от производителя по приложенной к ним схеме.
- Самостоятельно изготовить подъемно-поворотные ворота по чертежам.
Какой из этих вариантов выбрать – решать вам. Однако, если вы, таки остановитесь на втором варианте, то лучше сразу отдать предпочтение более простой конструкции подъемно-поворотных ворот.
Конструкция
Чтобы сэкономить можно пожертвовать внешним видом ворот, отказавшись от их декорирования. Что касается подъемного механизма, то тут тоже можно сэкономить, установив ручной привод. Но, согласитесь, использование автоматического электромеханического устройства более удобно. Не хотелось бы экономить в ущерб комфорту.
Технологическая последовательность изготовления
Основные элементы подъемных ворот – каркас, полотно и подъемный механизм. В качестве полотна может служить любой материал, который бы соответствовал экстерьеру вашего дома. Каркас делается из металлического профиля или труб квадратного сечения. Их можно скрепить между собой сварочным швом или болтовым крепежом. Что касается подъемного механизма, то выбор здесь будет более сложным:
- Шарнирно-рычажный механизм – предполагает точное выстраивание направляющих по вертикали, обеспечивающих плавное передвижение ворот вверх/вниз.
- Система противовесов предусматривает пропуск троса через блок, на который закрепляется противовес. Такая конструкция имеет право на жизнь в тех случаях, когда речь идет об установке тяжеловесных ворот.
Каркас
Итак, вам понадобится:
- Профиль/квадратная труба для каркаса.
- Крепеж.
- Швеллерный кронштейн.
- Штыри.
- Пружина.
Направляющая
Для начала нужно сделать каркас. Заглубите его в бетонное основание на несколько сантиметров. Его нужно установить в проеме и закрепить штырями. После этого соберите полотно, которое нужно обшить металлическим щитом. Сделайте в полках отверстия для установки пружинного кронштейна и монтажа к стойкам. Кроме того, нужно сделать отверстия для швеллерного кронштейна, на который будет опираться пружина.
Теперь нужно поработать с пружиной. Ее нужно соединить с кронштейном. Сделать это можно при помощи металлической регулировочной пластины. Потом сделайте зацепы и добавьте регулятор натяжения внизу.
Ходовая
Следующим этапом нужно сделать и закрепить шарнирный узел и пластину с отверстием на раму, а соответственно и торец рычага. После изготовьте рельсы из уголков. Один конец рельсы нужно приварить к упомянутой выше пластине, к которой приваривается швеллер. Затем его нужно закрепить на потолочной части каркаса.
Важно максимально горизонтально установить направляющие. Так, вы обеспечите беспрепятственное открытие/закрытие подъемных ворот
Теперь проводится установка полотна, а также автоматики.
Doorhan
Пульты для ворот Doorhan, в отличие от других брендов, не кодируются с мастер ПДУ. Для перепрограммирования необходимо иметь доступ к приёмнику. С одной стороны это усложняет настройку пульта Дорхан, увеличивая время на привязку нового устройства. С другой стороны, злоумышленники практически лишаются возможности сделать дубликат.
Инструкция «Как запрограммировать пульт от ворот Дорхан» выглядит так:
- На плате основного приёмника зажать кнопку «Запись\Rec», пока не загорится лампочка над маркировкой LED1;
- Поднести новый пульт Дорхан к радиоприёмнику, последовательно зажать кнопки, которые требуется запрограммировать.
После завершения процедуры следует проверить ПДУ, нажав каждую кнопку возле шлагбаума.
Монтаж откатных ворот
Особенность откатных ворот — движение воротины в сторону, вдоль забора. Благодаря этому можно снабдить забор воротами даже в тех местах, где свободное пространство не позволяет этого сделать. Так же как и в предыдущем случае, монтаж откатных ворот начинается с установки опорных столбов, и каких-то отличий по их конструкции нет. То есть таким же образом необходимо произвести выемку грунта, заложить и забетонировать столбы.
Отличия начинаются при подготовке фундамента. Для откатных ворот необходим фундамент, который изготавливается на основе банкетки, произведенной из швеллера и арматуры буквой П. Длина швеллера должна составлять половину длины проема. После того как банкетка будет сварена, следует произвести выемку грунта под основание. В траншее нужно предусмотреть слой гравийно-песчаной смеси, и только потом укладывать туда каркас.
Подготовка опалубки для заливки фундамента под распашные ворота
На этой рабочей поверхности раскладываются заготовки профилированных труб и прихватываются друг с другом сваркой. После подгонки размеров и углов производится окончательная сварка труб. Обрешетка для крепления облицовочного материала, так же как и в предыдущем случае, изготавливается из труб меньшего сечения. После того как каркас полностью готов, производится его грунтовка и покраска. Для того чтобы поставить ворота на свое место, сначала устанавливают несущую балку на основание, вставив в нее тележки.
Схема установки откатных ворот
Когда каркас ворот уже стоит на своем месте, можно начинать крепить обшивку. Материалы, которые могут быть для этого использованы, схожи с теми, что используются при монтаже распашных ворот. Автоматизация откатных ворот начинается с установки зубчатой рейки на привод, благодаря которой и будет происходить движение полотна. После этого, согласно инструкции по эксплуатации на электропривод, производится его установка и подключение.
Плюсы и минусы автоматических распашных ворот
По конструкционному типу автоматические ворота бывают четырех видов:
- подъемно-поворотные;
- откатные;
- секционные;
- распашные.
Каждый из них обладает достоинствами и недостатками.
Распашной вариант с автоматикой отличается от стандартных только наличием автоматической системы, с которой они могут открыться и закрыться посредством управления пультом. Плюсы распашного варианта:
- для установки могут использоваться ограниченные пространства: ворота занимают много места, но со стороны дороги конструкция не вызывает трудностей с въездом или выездом транспортных средств благодаря минимуму необходимой территории с фасадной части;
- при сравнении с остальными типами обходятся недорого;
- допускается открывание во внутреннюю и наружную стороны;
- разнообразие технических «начинок» (которые интегрируются с учетом каждого нюанса в конструкциях построений);
- есть возможность использования любых отделочных и декоративных материалов, чтобы получить в итоге оригинальные ворота;
- при желании может быть установлена подсветка, которая будет освещать территорию;
- скорость открытия и закрытия лежит в интервале от 12 до 15 секунд;
- электрический привод обеспечивает хорошую фиксацию;
- низкий уровень шума при работе;
- створки блокируются, это обеспечивает дополнительную меру безопасности;
- если отсутствует электричество, возможна работа в ручном режиме посредством перевода специальным ключом;
- являются надежными, универсальными, долговечными.
Такие системы не лишены из изъянов – отрицательные стороны все же присутствуют:
- вариант конструкции является устаревшим;
- с течением времени имеют свойство провисать: необходим систематический мониторинг состояния столбов и петель, или же в результате провисания откажет автоматический привод;
- система, отвечающая за запирание, – недолговечна;
- очень чувствительны к появляющимся препятствиям и легко могут быть деформированы;
- установка автоматических распашных ворот требует очень большого внимания, терпения, не приемлет ошибок;
- схема установки и подключения к электрическому обеспечению должна в мельчайших деталях соответствовать характеристикам приборов и электросети;
- требуются профилактические работы для хорошей работы долгие годы.
Как работает механизм открытия рулонных ворот
Рулонные ворота состоят из небольших по высоте планок (ламелей), соединенных в единое подвижное полотно, которое наматывается на призматический вал при открывании. Благодаря тому, что полотно движется по направляющим между столбами, и не требует свободного пространства, такая разновидность более проста в использовании, чем распашные или откатные.
Система автоматических рулонных (роллетных) ворот состоит:
- из полотна;
- направляющих;
- короба с валом и мотором;
- приемника, реагирующего на импульсы дистанционного пульта;
- фотоэлементов, останавливающих мотор при полностью поднятом полотне.
Кожух с механизмами может устанавливаться как с наружной, так и внутренней стороны гаража или частной территории. Открытие происходит медленнее, чем у распашных, за счет того, что механизм аккуратно наматывает ламели на вал, чтобы избежать застревания или повреждения полотна. А также чем шире и выше ворота, тем они тяжелее, что может замедлить дистанционное открытие. В среднем от полностью закрытых ворот, до полного поднятия полотна проходит 30–60 секунд, в зависимости от силы мотора и веса конструкции.
Российские производители устройств автоматики для въездных и гаражных ворот
Известная российская фирма Doorhan поставляет приводы для распашных, откатных и роллетных ворот. Механизмы востребованы из-за простоты установки, надежности в работе и демократичности цен.
Для выбора привода рулонных моделей необходимо решить какой способ поднятия ламелей будет лучше. Принцип работы этих устройств заключается в том, что роллеты или секции поднимаются с помощью двигателя, прикрепленного к обычному валу.
Для эксплуатации в зимних условиях отлично зарекомендовали себя модели белорусской марки Алютех. В процессе выпуска автоматических систем для ворот производители проводят тестирование моделей, подходящих для работы именно в климатических зонах России, поэтому этот бренд пользуется большой популярностью у потребителя.