Как и чем подшивать карниз крыши: софитом или профнастилом? Какие варианты бывают в деревянном доме, какой материал выбрать? Обзор

Материалы для отделки свесов

На строительном рынке элементы для декорирования свесов представлены в широком ассортименте. В качестве основного сырья для изготовления можно выделить металл, ПВХ (пластик/винил) и дерево. Во всем мире пользуются большой популярностью готовые софиты с необходимым набором аксессуаров для удобной и быстрой установки. Кроме простоты монтажа среди преимуществ такого материала можно выделить разнообразие цветового решения и долговечность.

Металлические софиты

Стальные элементы изготавливаются под заказ в виде панелей длиной от 0,5 до 8 метров. Также можно приобрести готовые изделия стандартных размеров: 2,4 и 3 метра (значения кратны ширине свеса 600 и 500 мм, соответственно).

По внешнему виду материал чаще всего имитирует натуральный брус или доску. Ширина панели зависит от профиля и варьируется в пределах 240-305 мм. Наиболее известны двойные и тройные софиты.

Виды металлических софитов: слева – двойной, справа тройной профиль

На изображении видно, что все элементы имеют перфорацию – небольшие отверстия, расположенные частично или по всей площади материала. Их назначение заключается в притоке воздуха через карниз в подкровельное пространство. Подробнее о естественной циркуляции воздуха под кровлей читайте в материале “Контробрешетка: зависимость от уклона и длины ската крыши”. Статья подробно описывает все основные моменты, указывает зависимость необходимой площади отверстий карнизного свеса от значения площади крыши.

Известны несколько видов металлических софитов:

  • Медные;
  • Алюминиевые. Также возможно исполнение с цветным слоем.

Рекомендуемая толщина от 0,45 до 0,5 мм. Оцинкованные и алюминиевые материалы с лакокрасочным покрытием изготавливаются в широком ассортименте цветов каталога RAL и RR, а также с рисунком и текстурой под дерево, кирпич или камень.

Пластиковые софиты

Софиты из пластика наиболее популярны благодаря невысокой цене и легкости монтажа. По составу разделяются на два вида: виниловые (ПВХ – поливинилхлорид) и акриловые (усовершенствованные с применением специальных полимеров). В основном выпускаются длиной 3 м и шириной 0,305 м с тремя секциями.

По вентиляционным свойствам пластиковые панели различаются на:

  • Перфорированные (все 3 секции имеют отверстия);
  • С частичной перфорацией (отверстия только в центральной секции);
  • Сплошные (без перфорации).

Виды пластиковых софитов

Оформление свеса крыши профнастилом

Более экономичный вариант относительно изложенных выше. В качестве дополнительных элементов можно использовать аксессуары от металлического софита. Наиболее привлекательно смотрится профиль C-8 (или 10) или обыкновенный цветной плоский лист. Высокий профлист (20, 21 и т.д.) в данном случае не подойдет. Минусом такого варианта является отсутствие вентиляционных сечений, поэтому придется устанавливать дополнительные приточные решетки.

Вентиляционные решетки в подшивке

Также, в отличие от готовых панелей, крепления на металлическом листе будут заметны. Между собой их лучше соединять саморезами с пресс шайбой в цвет профнастила, либо короткими кровельными саморезами (4,8х19 мм).

Деревянная подшивка

Здесь в качестве материала используются влагостойкие породы дерева: самые популярные и доступные – лиственница и осина. В установке не должно возникнуть особых трудностей. Единственное, нужно понимать – природные ресурсы имеют свойство со временем изменять геометрические размеры, что может сказаться на внешнем виде обустраиваемого объекта. Правило распространяется на ОСП и влагостойкую фанеру.

Открытые стропила

Многие предпочитают вовсе не использовать никаких дополнительных материалов. В местах выноса крыши прибивается сплошная обрешетка, она же будет скрывать кровлю от посторонних глаз. Стропила ровно подрезают и при необходимости обрабатывают декоративным влагостойким лаком или краской.

Оформление свеса без дополнительных материалов

Варианты подшивки карниза

Подшивка карнизного свеса может осуществляться по следующим вариантам:

  • Подшивка сайдингом.
  • Подшивка деревом считается одним из лучших вариантов отделки карниза. Плюсы: натуральный вид и красота, которых нельзя добиться при использовании ненатуральных материалов. Именно по этим причинам этот вид отделки карнизов все более популярен. Помимо того, дерево является живым, органичным и экологически позитивным материалом для изысканной отделки.
  • Подшивка карнизных свесов медью считается самым изысканным видом отделки. Плюсы: красота, долговечность и натуральность, благодаря чему этот вид подшивки карнизов является недосягаемым для остальных аналогов.

https://youtube.com/watch?v=mjobeKrUPt8

Устройство карниза

Согласно строительным нормам устройство карниза выполняется по периметру дома. Свес кровли – это расстояние от стены постройки до края ската. Эта величина должна быть минимум 500 мм. Существует две разновидности свеса крыши:

  • Карнизный свес – это то расстояние, которое образуется между стеной сооружения и краем ската крыши.
  • Фронтонный свес – это вынос кровельного покрытия за пределы стен дома во фронтонной части. При этом основа под покрытие формируется либо за счет выноса обрешетки, либо за счет использования удлиненных прогонов.

Обустройство карниза крыши выполняется посредством установки удлиненных стропильных ног, выступающих за пределы стен дома, или за счет крепления кобылок. В последнем случае используются специальные бруски меньшего, чем у стропил сечения, которые крепятся к нижней части стропильной ноги.

Подшивка свеса крыши

Начинающим мастерам перед началом строительства следует разобраться, что такое карниз крыши. Это конструкция, являющаяся продолжением и одновременно окончанием кровельного пирога. После его обустройства остается щель, через которую видно все слои материалов, которые были использованы при монтаже. В этом месте к стенам крепятся желоба для отведения талой и дождевой воды. При ее стекании брызги могут попадать на мембранную пленку и утеплитель.

Чтобы этого не допустить, проводится подшивка карнизов крыши, варианты этого процесса могут быть простыми и сложными, дорогостоящими и бюджетными.

Как подшить карниз профнастилом: оформление свеса, список материалов, инструкция

Как правило, обшивка карниза профнастилом выполняется с помощью специального короба, на который затем крепят листы металлопрофиля с доборными элементами. Но возможна более простая конструкция, когда профлист закрепляют с обратной стороны стропил, из-за чего он располагается не горизонтально земле, а под тем же углом, что и скат кровли. Такая подшивка свесов крыши профлистом называется диагональной и подходит только для кровли с небольшим уклоном.

Размеры свеса кровли из профлиста

Независимо от типа подшивки, минимальный свес кровли из профнастила равен 500 мм, но обычно его делают шире — до 700 мм.

Горизонтальная подшивка карнизов крыши профнастилом подходит для кровли с любым уклоном, поэтому опишем порядок ее монтажа.

Сначала подготавливают сам карнизный узел. Для этого нужно:

  • Выровнять свес обрезкой выступающих частей стропил или их наращиванием деревянными брусками (кобылками) до необходимой ширины карнизного выступа.
  • Установить лобовую доску так, чтобы ее внешний угол находился на прямой линии, продолжающей линию стропил.
  • Поставить капельник.
  • Уложить гидроизоляцию.
  • Сделать обрешетку, контробрешетку.
  • Закрепить вентиляционную ленту на торцах брусков обрешетки.
  • Установить крюки водостока.
  • Прикрепить карнизную планку.
  • Уложить кровельное покрытие.

Оформление карнизного узла

Подробнее о том, как оформляется узел свеса кровли из профнастила, читайте в этой статье.

Только после этого выполняется отделка карниза крыши профнастилом.

Какие инструменты и материалы вам понадобятся:

  • Лобовая планка с загнутым в форме буквы «Г» фальцем.
  • Деревянный брусок или обрезная доска шириной от 40 мм.
  • J-профиль.
  • Профилированный лист.
  • Ножницы по металлу или любой другой инструмент для резки профлиста.
  • Саморезы по металлу с резиновыми шайбами.
  • Перфоратор, если дом сделан из кирпича, пеноблока и других подобных материалов.
  • Шуруповерт.
  • Дюбели или саморезы по дереву.
  • Строительный уровень.
  • Линейка.
  • Карандаш или маркер.

Как обшить карниз профнастилом: пошаговая инструкция

Подшивка карниза крыши профнастилом, как и укладка листов на кровлю, выполняется при температуре воздуха не выше +30 °С. Это ограничение связано с тепловым расширением металла. При отрицательной температуре устанавливать профилированный лист тоже нежелательно, но если есть такая необходимость, то делать это можно, только когда на столбик термометре выше отметки −15 °С.

Крепите профлированный лист правильно

Чтобы закрепить карниз из металлопрофиля используют кровельные саморезы с самогерметизирующейся резиновой шайбой. Это снижает скорость развития коррозионных процессов в месте крепления.

Начинают подшив карниза профлистом с установки опорного бруска на стене дома. Он ставится так, чтобы его нижняя грань была точно на уровне нижней грани лобовой доски. Для этого с помощью строительного уровня и маркера намечается линия крепления. Затем брус или доску временно крепят на стене либо несколькими саморезами, если дом деревянный, либо дюбелями в предварительно просверленные отверстия, если стены сделаны из кирпича, камня или других похожих материалов. После этого строительным уровнем еще раз проверяют горизонтальность и, если все в порядке, закрепляют брус окончательно через каждые 300–400 мм.

После установки бруска выполняется отделка карнизов крыши профнастилом:

  1. Замеряют расстояние между стеной дома и внешним краем лобовой планки, отнимают от него 15 мм. Полученное значение — это необходимая длина профилированного листа.
  2. Профлист разрезается на прямоугольники нужной длины.
  3. Снизу на опорный брус у стены через каждые 400 мм саморезами привинчивают J-профиль пазом в сторону свеса.
  4. Профлист одной стороной заводят в получившуюся направляющую и крепят его к опорному брусу и лобовой планке кровельными саморезами в низ каждой третьей волны, а также в местах нахлеста.
  5. После того как весь профлист закреплен, устанавливают лобовую планку, прикручивая ее кровельными саморезами по центру через каждые 400–500 мм. Нахлест между планками — 100–150 мм.

На этом обшивка карниза крыши профнастилом завершена.

Какой стороной крепить металлопрофиль

Если для подшивки выбран несимметричный профлист, например, марка С10, С15 или С20, то он укладывается узкой волной в сторону кровли. Так ее вентиляция будет лучше.

Далеко не везде можно купить лобовую планку. Вместо нее можно использовать стандартную планку внешнего угла.

Фронтонный и карнизный свес и их различие

При накрытии здания принимаются различные конструктивные и архитектурные решения. В результате получаются сооружения, для отделки которых требуется применять тот или иной метод.

Карнизный свес крыши представляет собой продолжение кровли, которая выходит за пределы внешних стен. Образуется при возведении скатных сооружений с любым количеством наклонных плоскостей.

Конструкция карниза

Перед принятием решения о том, чем и как обшить свес кровли, необходимо изучить устройство карниза.

Данная конструкция состоит из следующих частей:

  1. Основание. Им служат стропила или опорные ноги по фронтонам, изготовленные из прочного бруса.
  2. Кобылки. Это доски, служащие для удлинения стропил. Используются, когда их длины не хватает для достижения нужной ширины свеса крыши.
  3. Упоры. Представляют собой доски, расположенные между козырьком и стеной дома. Служат для удержания ската от срывания сильным порывом ветра.
  4. Обрешетка. Рейки, закрепляемые на стропилах в качестве каркаса для облицовочного материала.
  5. Слои гидроизоляции и утеплителя. Закрепляются между стропилами и на обрешетке.
  6. Кровельное покрытие. Плоский материал, закрывающий сверху чердачное пространство от влияния внешних факторов.

Оптимальный размер свесов

Основой проектирования жилых и административных зданий являются требования Федерального закона от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В данном документе прописаны критерии, согласно которым проводятся расчеты и осуществляется строительство.

В соответствии со СНиП II-26-76 «Кровли» свес кровли по нормам может быть шириной 40-100 см, в зависимости от типа здания и климатических условий. Оптимальным показателем является расстояние 60 см от стены до края слива.

Карниз крыши и его назначение

Карниз крыши — часть кровли, которая выступает за вертикальные ограждающие конструкции дома и защищает их от атмосферных осадков. Помимо этого, карнизы обеспечивают естественную вентиляцию подкровельного пространства, предотвращают скопление конденсата, образование грибка, плесени и намокание утеплителя.

Хорошо обустроенные кровельные карнизы надёжно защищают основные конструкции дома от влаги

Таким образом, роль этих небольших элементов крыши очень значима. Они служат гарантией долголетия стропильной системы и укрывного материала, а также комфортного микроклимата в доме. А умелое оформление их красивыми материалами придаёт завершённый привлекательный облик всей постройке.

Оформление кровельных свесов в гармонии с экстерьером дома даёт очень красивый результат — дом смотрится нарядно и живописно

Практически любая кровля независимо от её конфигурации имеет карнизы. Исключением могут быть лишь крыши с оборудованными на них парапетами или конструкции суперстильного дизайна, такие как крыши-навесы.

На крышах в виде навесов кровельные свесы не оборудуют, потому что такая конструкция сама призвана защищать постройку от намокания

Технология работ

Технология подшивочных работ не такая уж и сложная. Главное, соблюдать последовательность всех её этапов.

  1. Изготовление каркаса. Подходящий каркас можно выполнить из деревянного бруса. Также хорошо зарекомендовал себя для этого металлический профиль, на который обычно крепят гипсокартон. Для подшивки карниза над фасадом здания такой каркас крепят одновременно к стене и к стропилам в нижней их части. Если ширина каркаса больше 50 см, его усиливают дополнительными перемычками. При подшивке фронтонного свеса каркас следует делать в виде короба с ребрами жесткости по углам. Сначала монтируются профили на стропильной части конструкции крыши, а затем устанавливаются настенные профили. После их установки между ними делается угол, соединяя эти два профиля с помощью поперечных планок. Такой короб гораздо легче сделать из профилей для гипсокартона, чем из деревянного бруса.
  2. Крепеж стартовых профилей. Они служат для удерживания материала обшивки на нужном месте. Работа на этом этапе заключается в креплении к каркасу основного стартового профиля и его угловых элементов. Угловые крепления представляют собой элементы, одна из полок которых большего размера. Это делается для того, чтобы закрыть торец стропил. Крепление стартовых профилей производится на саморезах снизу каркаса (шаг 30 см).
  3. Монтаж подшивочных элементов. Планки подшивки обрезают по нужным размерам и заводят в стартовые профили. Затем их тоже прикручивают к каркасу саморезами, обеспечивая тем самым максимальную прочность конструкции. Самый сложный момент после этого – правильное сопряжение подшивки фасадной и фронтонной частей карниза. Это можно выполнить, вырезав нужный цельный кусок из профнастила, или же собрать его из софитов или вагонки. Единственный трудоемкий момент здесь заключается в том, что планки следует тщательно подогнать по размерам и установить дополнительные угловые соединения.

Следует помнить о том, что подшивая свесы крыши обрезной доской или вагонкой, их нужно обработать антисептическими и водоотталкивающими составами до начала работ и после них. Вентиляционные отверстия или решетки при любом виде используемого материала подшивки, будь то софит, профнастил или вагонка, следует располагать с определенным интервалом для равномерной вентиляции всей подкровельной части крыши.

Подшивка свесов из качественных материалов, выполненная правильно, с учетом технологии монтажа, прослужит достаточно долго, сохраняя подкровельное пространство крыши и придавая ей, эстетичный вид.

Материалы для подшивки

Выбирая материал для обшивки свеса, нужно согласовать это со стилем дома. Согласитесь – не особо эстетично будет выглядеть подшивка крыши пластиком белого цвета, если дом деревянный, да еще и темный.

Доска — лучше строганная, но подойдет и обрезная

Лучше брать доски хвойных пород дерева, шириной от 5 до 25 сантиметров, а толщиной от 1,7 до 2,2 сантиметра. Перед монтажом нужна обработка антисептиком, лаком или краской. Перед работой необходимо дать доске месяц полежать на улице под навесом – иначе если она будет слишком сухой или влажной, то потом она покоробится.

Обшивая свес, между досками делают щели в сантиметр или полтора для вентиляции. При монтаже досок перпендикулярно стенам их крепят с двух сторон (если свес широкий, то и в третьем месте – в центре доски). Если доски монтируют параллельно стенам, закрепляют их через каждый метр.

Стоит она недорого, от 120 $ за кубометр, или от 2,2 $ за квадратный метр.

Вагонка деревянная

Этот материал хорош тем, что уже обработан (в отличие от досок), поэтому и пользуется большим спросом. Для обшивки свеса необходимо брать влагостойкую вагонку, предназначенную для работы в данных условиях. Как и доску, этот материал тоже надо перед монтажом месяц подержать на открытом воздухе. Способы монтажа такие же, как и для доски, только щели оставлять не нужно. Вместо этого используют готовые решетки для вентиляции, на расстоянии друг от друга 1,5 метра.

Стоимость – от 6 $ за метр квадратный.

Поливинилхлоридный (ПВХ) сайдинг

Для подшивки нужен сайдинг, имеющий защиту от влаги. К нему в комплекте приобретается все необходимое: это и полосы в виде буквы «П» для отделки края, и уголки для крепежа мест соединений планок, и решетки для вентиляции. Монтируют планки перпендикулярно стенам, крепя их в двух, трех или четырех местах. Число мест крепления зависит от того, какой ширины свес. Крепить ПВХ панели вдоль свеса крыши не рекомендуется так как он не такой жесткий как деревянные планки и требует большого количества креплений и может прогибаться.

Стоимость – от 4 $ за метр квадратный.

Профнастил (профлист)

Этот материал прост в монтаже – ведь его можно класть большими плоскостями, а крепить с таким же расстоянием, как доску. Высотой его профиль может быть от 0,8 до 2 сантиметров. При подшивке свесов крыши профлистом оставляют зазор от 0,6 до 1,2 сантиметра (зависит от температурного расширения). Вентиляцию делают при помощи специальных решеток.

Стоимость – от 9 $ за метр квадратный.

Листовой металл

Это может быть оцинкованная или покрытая полимером сталь, а также алюминий или медь. Толщина листов – от 0,6 до 0,8 миллиметра, а длина — до 6 метров. Для вентиляции можно или решетки готовые вставить, или перфорированные куски листов. Там, где проходит линия отреза, стальные листы обрабатывают от коррозии (для алюминия и меди это не нужно). Минус применения таких материалов — то, что для резки нужен специальный инструмент.

Стоимость – от 5 $ за метр квадратный.

Фанера и ОСП

Для подшивки свесов, берут марки материалов, которые являются водостойкими. Плиты эти достаточно жесткие, монтировать можно большими кусками. Для этого делают коробку из деревянных брусков – плиты привинчивают к ней. Крепят их через каждые 1 — 1,2 метра. Для вентиляции врезают готовые решетки. Свес из этого материала непременно нужно покрасить, иначе он выглядит не очень красиво.

Фанера стоит около 6,5 $ за метр квадратный, ОСП – примерно в 2 раза дешевле.

Подшивка крыши софитом — быстро, просто и надежно

Софиты — это планки, выпускаемые специально для подшивки свесов. Они могут быть сделаны из самых разных материалов. В частности, из таких как ПВХ, сталь, медь, алюминий. Имеющие большую палитру цветов и различную фактуру, софиты могут быть подобраны к дизайну любого дома.

В комплекте их имеются следующие основные детали:

  • Софитные панели;
  • лобовые планки (иначе, фаски);
  • профили J-образной формы, имеющие пазы;
  • финишные планки.

Внешний вид софита и доборных элементов может отличаться в зависимости от производителя и материала изготовления.

Софитные панели бывают тройные, двойные и одинарные, сплошные (для фронтонов) и перфорированные (для карнизов).

Надо заметить, что подшивка свесов крыши софитом значительно упрощает работу. Для этого не требуется привлекать опытных строителей – и самому можно справиться. Нарезать планки согласно ширине свеса и закрепить их перпендикулярно стенам на профилях с пазами – вот и вся хитрость монтажа.

Стоят планки из ПВХ от 10 — 12 $ за квадратный метр, а крепежные планки и фаски – в 5 раз дешевле.

Сравнение цен на материалы для подшивки свесов крыши, цена указана за 1 м 2 :

Размеры свесов крыши из профнастила и их установка

Алгоритм действий при работе с этим материалом следующий:

  • При помощи саморезов профнастил прикручивается к каркасу вдоль стены и карниза.
  • Определяется место стыка материала и стены – монтируется лобовая планка и внутренний уголок. Последний прикручивается к профнастилу, а лобовая планка – к аналогичной доске.
  • На внешних стыках профнастила крепится наружный уголок.
  • По фронтону происходит крепеж профнастила – вдоль крайней кромки свеса и рядом со стеной, где расположен карниз на фронтоне.
  • Крепеж уголков и торцевой планки. Чтобы процесс монтажа был удобным, ширина листа профнастила должна быть на 2 сантиметра меньше ширины свеса, как и в случае обшивки дома профнастилом.

Монтаж софитов к основанию осуществляется при помощи J-образной планки. Она устанавливается вдоль карниза и вдоль стены. При этом используются саморезы. Между планками необходимо вставить листы софита.

Листы соффита нарезаются по длине, которая высчитывается исходя из расстояния между J-образными планками

При этом важно оставить 6 миллиметров – термическое расширение. При размере свеса крыши свыше 900 миллиметров – оставляется с каждой из двух сторон по 6 миллиметров

Лобовая доска закрывается лобовой планкой.

Из чего сделать лобную доску при подшивке свесов крыши

Закрепляемая гвоздями на выступающих торцах стропил лобовая доска усиливает жесткость и прочность кровельных конструкций, удерживает водосточные желоба (необязательно) и планки подшивки карнизов, защищая последние от осадков и ветра.

При отсутствии возможности покупки специальных элементов (лобовая доска входит в комплектацию черепичных крыш) ее изготавливают из водостойких и выдерживающих частные перепады температуры и влажности пород древесины – лиственницы, ангарской сосны тика или прошедшего термическую обработку ясеня. Стандартная ширина таких досок зависит от высоты стропил и варьируется в пределах 180-250 мм при толщине от 20 до 30 мм.

С учетом низких весовых нагрузок к лобовой доске не выдвигаются жесткие требования по толщине или прочности. Исключение делают для элементов с держателями водосточных систем, но даже в таких случаях их толщина не превышает 30 мм. Длина отдельных элементов не нормируется и подбирается исходя из габаритов кровли и удобства монтажа.

Но в плане выдержки влажностных и атмосферных воздействий ситуация обратная – лобовую доску защищают от них с помощью олифы, ЛКМ, широких и гладких металлических планок с полимерным покрытием или пластиковых ламелей. Зашиваемая доска обязательно пропитывается антисептиками и антипиренами.

Защита и вентиляция

Главная функция карниза заключается в защите крыши от воздействия осадков. Но в тоже время, он должен способствовать вентилированию пространства естественным путем. Такое правило считается неизменным при оформлении жилых домов и нежилых бытовых построек, сараев. При этом теплый воздух с нижней части постройки должен выйти через уплотнитель конька наружу, проходя через вентиляцию карниза и по вентиляционным зазорам гидроизоляции и кровельного материала. Потому в вариантах подшивки карнизов крыши не применяют монтажную пену или герметик. При герметичности может образоваться конденсат, который будет увлажнять кровельный утеплитель. Обычно вентилируемыми карнизами зашиваются скаты крыши, а глухими – фронтальные свесы.

Гидроизоляция и вентиляция металлической кровли

Слой такой гидроизоляции должен быть сплошным. Совсем не обязательно его проклеивать, как пароизоляцию — просто гидроизоляционный материал нужно укладывать с необходимым перехлёстом, чтобы с верхнего полотна влага стекала на нижнее и далее, а не подтекала под него.

Кстати, именно поэтому в утеплённой кровле не рекомендуется использовать гидроизоляционные плёнки с микроперфорацией — намокая, они перестают выполнять свои функции и влага может попасть в утеплитель в любом месте.

Другой важный момент в том, что конденсировавшаяся под крышей влага должна быть оттуда удалена, для чего между кровельным металлом и слоем подкровельной гидроизоляции оставляют некоторый зазор под вентиляцию.

Такой вентиляционный зазор должен быть непрерывным по длине всего ската начиная с карниза вплоть до конька, иначе в нём попросту не будет смысла.

На карнизе должен быть обеспечен вход воздуха в подкровельное пространство для его эффективной вентиляции.

Наличие вентилируемого канала обеспечивается контробрешёткой, которая монтируется поверх гидроизоляции, на стропильные ноги. Она же служит основанием для обрешётки. Для защиты стропил от влаги, проникающей через места крепления контробрешётки, закреплённой поверх гидроизоляционной мембраны, рекомендуется использовать уплотнительную самоклеящуюся ленту из вспененного полиэтилена.

Требование вентиляции подкровельного пространства проще соблюсти при наличии простой двухскатной крыши. В этом случае поток воздуха, попадающий туда, естественным образом проходит между соседними брусками контробрешётки снизу вверх.

Куда сложнее продумать и воплотить условия для качественной вентиляции подкровельного зазора на замысловатых крышах, характерных для большинства утеплённых мансард. Да ещё при наличии мансардных окон и других конструкций, проходящих сквозь кровельный пирог и полностью блокирующих вентзазор.

В подобных ситуациях монтаж контробрешётки осуществляют с разрывами. Воздушный поток идёт по более замысловатой траектории (змейкой). Однако при этом сохраняется возможность удалять из подкровельного пространства максимальное количество влаги.

Ещё один важный момент — монтаж лобовой доски. Порой её крепят под самый срез кровельного покрытия, закрывая вентиляционный зазор, образуемый контробрешёткой. Лобовая доска должна крепиться на торце по уровню среза стропил, но не выше.

Стоит также добавить, что различные дополнительные компоненты кровельной системы, элементы кровельной вентиляции (аэраторы, защитные ленты, вентиляционные выходы) — вовсе не модные аксессуары, а необходимые для её правильного функционирования изделия.

Материалы для подшивки

Доска

Естественно, что используется категории «строганная обрезная». Как правило, достаточная для «подшивки» толщина заготовок 15 – 20, ширина – не более 250 (мм). Но есть нюанс

Следует обратить внимание на то, чтобы все они были одинаковыми. В противном случае такая «подшивка» вряд ли добавит привлекательности всему строению

Вагонка ПВХ

Учитывая стоимость материала, это самый бюджетный вариант. Единственное, что нужно учесть – дополнительные элементы, которые следует приобретать вместе с изделиями (уголки, полосы и ряд других, в зависимости от конфигурации крыши). Целесообразно монтировать для строений, когда нежелательно создавать дополнительную нагрузку на стены или фундамент, так как общий вес такой «подшивки» – минимальный.

Профнастил

Это «оцинковка», покрытая полимерным защитным слоем. Такая подшивка, благодаря волнистому профилю, обеспечивает качественную естественную вентиляцию подкровельного пространства. Разнообразие оттенков листов позволяет подобрать материал практически для любого вида облицовки здания.

Софит

Это разновидность распространенных пластиковых панелей, предназначенная именно для такого рода работы. От традиционных «досок» они отличаются несколькими характеристиками, которые приобретают особое значение при использовании их именно в качестве «подшивки».

Во-первых, наличие перфорационных отверстий по всей длине (гарантия хорошей вентиляции).

Во-вторых, данные изделия имеют большую толщину, а это и прочность, и некоторое снижение теплопотерь.

В-третьих, применение специальных добавок на стадии изготовления, которые повышают устойчивость материала перед ультрафиолетом.

В-четвертых, в отличие от традиционных панелей ПВХ, они не имеют сезонных ограничений в монтаже, тогда как обычный пластик при низких значениях температуры на улице становится хрупким, ломким — более подробно о софитах читайте здесь.

Изделия ОСП

Вариант довольно дешевый, но нужно учесть, что основа таких плит – древесная стружка, хоть и прессованная. Поэтому нужно учитывать особенности климата и недостаточную прочность материала. Продукцию тоньше 6 мм монтировать не стоит.

Размер карниза крыши

Непрофессиональным застройщикам тяжело определить нужный размер карнизов, если заранее не был составлен план дома. Слишком маленький выступ приведёт к намоканию стен и фундамента, поскольку вода будет скапливаться возле дома.

Тогда, казалось бы, чем шире карниз, тем суше стены. Но и здесь свои нюансы — чем больше свес, тем больше парусность, поэтому ураганные ветра могут подорвать кровлю. Следовательно, нужно искать золотую середину — оптимальный размер карнизных свесов для конкретной постройки.

Хорошие карнизные свесы — это, по сути, продолжение кровли

Поэтому изготавливают их с учётом тех же параметров, что и при обустройстве крыши — принимают во внимание климат местности, ветровые и снеговые нагрузки, конструкцию крыши и дома, вид укрывного материала, многослойность кровли и т. д

В основном нужно ориентироваться на:

  1. Климатические особенности конкретного региона — количество осадков в течение года, силу ветров и направление, заснеженность. В снежных и горных областях делают карнизные свесы шириной от одного до трёх метров. А там, где преобладают ураганные ветра, обустраивают карнизные выступы гораздо ỳже, но не меньше минимально допустимого размера — 40–60 см.
  2. Уклон кровли — чем крутизна скатов больше, тем карнизные свесы нужно делать шире, что даст возможность защитить стены и цоколь от брызг воды, которая будет скатываться с крыши. И, наоборот, чем кровля более пологая, тем карнизные свесы могут быть уже, поскольку талая вода будет уходить с такой крыши далеко от стен дома.
  3. Пропорции здания. Неправильно подобранный размер свесов может визуально исказить пропорции дома. Например, пологая кровля с широкими свесами сделает строение приземистым, а узкий карниз крутой кровли, наоборот, вытянет силуэт дома.
  4. Кровельное покрытие. Укрывной настил из фальцевых материалов или битумных требует большей циркуляции воздуха в подкровельном пространстве. А значит, понадобится больший объём вентиляционных отверстий и, как следствие, более широкие свесы.

Как удлинить карниз на крыше

Карнизные свесы в большинстве случаев монтируют на открытые части стропильных ног. Однако не всегда длины стропил бывает достаточно. Поэтому в случае нехватки прибегают:

  1. К сращиванию стропил брусьями такого же сечения, что и стропильные ноги. Это самый лёгкий способ получить необходимую длину свеса. Однако при этом увеличивается вес каркаса, а значит, будет оказываться гораздо бóльшая нагрузка на стены и фундамент. Сращивают стропила методом соединения встык с использованием специальной накладки из обрезков доски по схеме «косой прируб», когда соприкасающиеся концы досок подрезают под определённым углом. Другой способ — соединение досок с нахлёстом в 1 м.

    При соединении элементов внахлёст не требуется соблюдать точность подрезки, а вместо гвоздей в качестве крепежа могут использоваться шпильки с шайбами и гайками

  2. К удлинению стропил с помощью кобылок, на которых потом обустраивают кровельный свес. Изготавливают кобылки из более тонкой обрезной доски, благодаря чему этот способ является более дешёвым, да и каркас получается легче, несмотря на ширину карнизов.

    Наращивание стропильных ног с помощью кобылок позволяет при необходимости провести ремонт и замену конструктивных деталей без разборки всей кровли

Опытные строители отдают предпочтение наращиванию стропильных ног с помощью кобылок, поскольку при этом:

  • достигается существенная экономия на древесине;
  • уменьшается нагрузка на конструктивные элементы дома;
  • требуется меньше усилий для вывода линии карнизного свеса;
  • упрощается замена или ремонт конструкции в случае повреждения какого-либо её элемента;
  • появляется возможность декоративного оформления свесов.

    Использование резных кобылок для обустройства карнизных свесов придаст кровле индивидуальность, поэтому такая крыша и дом в целом не останутся незамеченными

К тому же при необходимости кобылки можно установить не параллельно стропилам, а слегка горизонтально, что сделает в этом месте скат изломанным. В результате получится своеобразный трамплин, который будет отбрасывать воду подальше от стен.

Софитами подшиваем свесы

Софиты с необходимыми деталями могут делать из разных материалов и различные фирмы. Потому и способы крепления отличаются. Когда приобретёте материал, ознакомьтесь с инструкцией как производитель рекомендует его крепить. Рассмотрим подшивку карниза крыши софитами из винила.

Софиты устанавливаю чаще всего горизонтально. Бывают случаи, когда их крепят у ног стропильных. Чтобы уложить горизонтально, нужны обрешётка. На неё укладываются нужные материалы. Рассмотрим технологию:

  1. Требуется J-профиль нужного размера. Его необходимо приложить поперёк нашего свеса и сделать там метки.
  2. Профиль необходимого размера можно отрезать, используя болгарку. Сделаете вы это быстро, а место среза выйдет ровным.
  3. Используя саморезы. Закрепите профиль к каркасу из дерева.
  4. Закрепляйте так по всей площади профили. Хотите знать, какой толщины должна быть планка из софита? Замеряйте расстояние между 2 из профилей. Вот такие софитные планки и нарезайте.
  5. Чтобы установить планку. Её нужно завести сначала к свесу у стены, а потом в карнизный. К обрешётке из дерева крепите её саморезами.
  6. Когда осуществляется подшивка карниза крыши не пользуетесь J-фаской. Софитами нужно обшить и лобовую область.

Так, осуществляется обшивка карниза софитами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий