Разновидности байпасов
Существует несколько разновидностей байпасов для использования в отопительных системах.
Нерегулируемый
Выполняется в виде шунтирующей перемычки-обвода. Запорно-регулирующая арматура (кран или обратный клапан) на перемычке отсутствует.
Принцип действия
- Часть горячего ТН, прошедшая через обвод, подмешивается к потоку на выходе батареи и повышает температуру ТН, поступающего на вход следующей батареи.
- При выходе из строя отопительного прибора поток ТН идет в обход батареи, сохраняя циркуляцию.
Особенности
- При вертикальной разводке диаметр обвода на шаг меньше диаметра подводящих труб.
- При горизонтальной разводке обвод по диаметру совпадает с подающей трубой, а диаметр отводов вверх по батарее на шаг меньше (нагретый ТН стремится вверх).
- Устанавливают по возможности ближе к батарее (рядом с отсечными кранами).
Управляемый вручную: что это такое
Для ручного регулирования потока ТН через байпас на нем устанавливается либо шаровой кран для перекрытия, либо трехходовой кран в месте пересечения обвода и подающей трубы к радиатору.
Принцип действия
Трехходовой кран имеет три положения:
- перекрывает обвод и направляет весь поток ТН в радиатор;
- перекрывает подвод к радиатору и открывает обвод для потока ТН (положение для ремонта или замены радиатора);
- открывает для ТН оба пути: к батарее и по обводу.
Особенности
- Кран на байпасе рядом с батареей устанавливают обычно с целью перекрытия перемычки при плохо греющем радиаторе. Но такое решение технически неграмотно — поток через обвод приблизительно равен потоку через одну секцию радиатора, поэтому значительного повышения температуры батареи не произойдет.
- В частном доме шаровой кран устанавливают параллельно с ЦН на трубе обратки. Кран закрыт при работе насоса, и открывается вручную при выходе насоса из строя или при его замене для восстановления циркуляции.
Внимание! В многоквартирном доме с однотрубной системой кран на радиаторном байпасе устанавливать запрещено. Он может привести к нарушению циркуляции и пониженной температуре теплоносителя, поступающего в соседние квартиры
Автоматический, как работает с насосом
Устанавливается параллельно с ЦН. На шунтирующей трубе монтируется обратный клапан для автоматического восстановления циркуляции через обвод при остановке ЦН.
Принцип действия
Байпас с дифференциальным (шариковым) клапаном устанавливают параллельно с ЦН на вертикальной трубе подачи теплоносителя от котла.
При работе насоса часть потока прижимает резиновый шарик к воронке и закрывает проход ТН по шунтирующему трубопроводу.
При выключении насоса шарик поднимается под давлением потока ТН по трубе подачи и открывает проход для ТН по байпасу.
Байпас с лепестковым обратным клапаном устанавливают параллельно насосу на горизонтальной трубе обратки (в гравитационной системе). Шторка (лепесток) клапана прижимается к уплотнителю под действием потока от насоса, закрывая байпас. При остановке насоса лепесток отходит от уплотнителя (открывается) под действием гидравлического давления обратки, восстанавливая циркуляцию.
Важно! Требуется периодически проверять работоспособность обратного клапана, чтобы он не забился отложениями и грязью. Обратный клапан обычно монтируют на основной трубе (подачи или обратки)
Отводы от основной трубы к ЦН делают на два размера меньше в диаметре
Отводы от основной трубы к ЦН делают на два размера меньше в диаметре
Обратный клапан обычно монтируют на основной трубе (подачи или обратки). Отводы от основной трубы к ЦН делают на два размера меньше в диаметре.
Виды и конструкции
По принципам действия различают перепускные клапана с пружинным и мембранным конструкциями. Пружинные механизмы превалируют в системах, где сечение трубопровода составляет не более 200 мм, в других сетях водоснабжения и отопления используется рычажно-грузовой принцип.
Мембранные агрегаты используют все больше при работе с жидкотекучими средами, в которых имеется наличие твердых частиц.
В зависимости от среды трубопровода, перепускные устройства предназначаются для:
- газа;
- пара;
- жидкостей.
По назначению системы они применяются для трубопроводов:
- холодного водоснабжения,
- горячего водоснабжения,
- отопления,
- охлаждения,
- кондиционирования.
В системах отопления и водоснабжения различают перепускные клапаны по своему предназначению:
- для радиаторов;
- для бойлера и байпаса;
- для автоматической подпитки;
- для низких или высоких давлений.
На данном фото представлен переливной клапан со шкалой настройки. Изготовлен из бронзы и латуни, предназначен для установки в системах центрального отопления.
Наряду с перепускными регуляторами в конструкцию отопления устанавливают:
- воздухоотводчик для предотвращения воздушных пробок в трубах;
- трехходовой клапан для смешения или разделения потоков горячей и холодной воды;
- обратный, предотвращающий обратный поток в трубопроводе.
Для промышленных и коммунальных сетей применяют конструкции с условным диаметром DN до 500 мм и фланцевым соединением.
В автомобиле пропускные устройства бывают для:
- турбины;
- механизма подачи топлива;
- системы охлаждения двигателя.
Перепускной узел турбины сбрасывает выхлоп газов, уменьшая силу напора в коллекторе. Тем самым он защищает двигатель от перегрева.
Конструкция механизма
Одной из самых популярных схем для системы теплоснабжения индивидуального дома можно назвать схему, где центральная линия подачи воды сохранена, а циркуляционный насос установлен в параллельной трубе.
Перед тем, как сделать байпас в систему отопления, следует учесть: конструкция этого устройства зависит от области его применения:
- возле радиатора устанавливают изделие, состоящее из перемычки, а также 2-ух шаровых кранов;
- такое устройство включает несколько деталей: циркуляционный насос, фильтр, два крана, а также добавочный кран для основного контура;
- можно также установить насос для авторегулирования температуры помещения, поставить на место шаровых кранов терморегуляторы, отключающие при необходимости прохождение теплоносителя в насос, если в комнате достигнута определенная температура.
Запорной арматурой служат шаровый кран, а также обратный клапан, необходимость которого в системе подачи тепла обоснована. Обратным клапаном можно заменить кран. Когда циркуляционный насос включается, клапан закрыт. Если же электроэнергия отключится, обратный клапан откроется автоматически, давая системе возможность переключиться на естественную циркуляцию.
Следовательно, важно верно выбрать как конструкцию байпаса, так и запорную арматуру. Когда вентиль отсутствует – включение насоса производится по малому контуру системы, образованному трубопроводом и байпасом
В устройстве обратного клапана необходимо наличие шара для перекрытия просвета трубы и пластины с пружиной
Установка такого клапана в отопительной системе обусловлена его преимуществами, ведь он работает без присутствия человека. Когда циркуляционный насос включен, под давлением воды клапан закрывается
В устройстве обратного клапана необходимо наличие шара для перекрытия просвета трубы и пластины с пружиной. Установка такого клапана в отопительной системе обусловлена его преимуществами, ведь он работает без присутствия человека. Когда циркуляционный насос включен, под давлением воды клапан закрывается.
Однако по надежности работы клапан все же уступает вентилю, поскольку в теплоносителе присутствуют абразивные примеси.
Специалисты рекомендуют использовать только качественный вентиль от проверенных производителей, так как если шаровой кран потечет, ремонт ему не поможет.
Монтаж устройства
Особых трудностей установка байпаса в системе отопления не вызывает, ее можно осуществить своими руками
Важно только придерживаться нескольких требований:
- подобрать сечение байпаса, которое будет меньшим на размер, чем диаметр у подачи и обратки, чтобы при необходимости поток воды устремился в обход батареи;
- монтировать устройство следует поближе к отопительному прибору и наиболее далеко от стояка;
- необходимо расположить регулировочный кран между входными отверстиями радиатора и байпаса;
- вместо шаровых кранов можно задействовать терморегуляторы, благодаря которым процесс отвода носителя тепла удастся автоматизировать;
- при использовании изделия, изготовленного своими руками, перед тем, как установить байпас в систему отопления, нужно произвести сварочные работы;
- при установке устройства его нужно монтировать возле котла так, чтобы не допускать перегревания насоса.
Байпас – такая, казалось бы, простая деталь, имеет важное значение для того, чтобы работа отопления в индивидуальном доме была максимально полезной. Он позволяет не только упростить, когда нужно, ремонт радиатора, но также добиться экономии затрат на отопление на 10%
Если подбор и монтаж устройства выполнен грамотно, учтены все требования, то эксплуатация отопительного оборудования не доставит хозяевам излишних хлопот
Если подбор и монтаж устройства выполнен грамотно, учтены все требования, то эксплуатация отопительного оборудования не доставит хозяевам излишних хлопот.
Сборка обходного узла при установке радиатора
Собственно сам байпас при монтаже батарей может изготавливаться, к примеру, с использованием:
- отрезка полипропиленовой трубы;
- двух кранов и тройников;
- двух муфт;
- двух коротких труб-отводов.
Длину отрезка трубы для обходного узла, конечно же, следует подбирать с учетом расстояния между выходами подключаемого отопительного оборудования.
Производится сборка байпаса в следующем порядке:
- краны прикручиваются к муфтам;
- к муфтам с другой стороны посредством утюга привариваются отводы;
- к каждому отводу приваривается по тройнику;
- к горизонтальным выходам тройников приваривается основная труба байпаса.
Обходные узлы из труб другой разновидности собираются примерно по той же схеме с использованием резьбовых соединений и льняной нити или же сварки.
При врезке радиатора к крайним выходам тройников байпаса в последующем подключается отводящие и подводящие трубы стояка либо нижней магистрали. Батарея включается в систему через краны.
Установка на насосе
Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном
Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.
Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:
- на новый контур;
- на уже имеющийся контур.
Разницы в монтаже нет никакой
На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток
Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:
Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:
- когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
- вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
- в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
- клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.
То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.
Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.
Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:
- патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
- шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
- уголки;
- фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
- две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.
Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх
Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе
Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки
Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.
Зачем нужен байпас
В сущности, байпас — простая перемычка, которая предоставляет теплоносителю возможность свободно течь в обход какого-либо оборудования. Если говорить конкретно о циркуляционном насосе, то такое устройство позволяет:
- исключить аппарат из теплонесущего контура;
- предотвратить холостой ход двигателя;
- производить тонкую настройку отопления;
- ремонтировать оборудование или проводить сервисное обслуживание без необходимости отключения отопления.
Основные достоинства системы с циркуляционным нагнетателем — это повышенная скорость течения воды и, до некоторой степени, игнорирование сопротивляемости рабочего контура. Но в то же время, такая схема не может работать без электричества.
Более того, при вынужденном переходе на естественную циркуляцию, насос будет создавать дополнительное сопротивление току воды. Такое может произойти, если ему понадобится срочный ремонт. Чтобы это сопротивление убрать, и нужен байпас.
Также байпас необходим в ситуациях, когда надо произвести спуск или наполнение системы теплоносителем. В этом случае нагнетатель будет препятствием на пути воды, и может создать воздушную пробку. Байпас же обеспечит свободный ток жидкости, избавляя от проблемы.
Наконец, при настройке производительности он берёт на себя часть нагрузки, таким образом защищая насос. Настраивать систему приходится не часто, но дополнительная страховка не помешает никогда.
Система отопления многоэтажного дома
Система отопления многоэтажного дома довольно сложна и её внедрение очень ответственное мероприятие, результат которого будет влиять на всех находящихся в здании людей.
Существует несколько схем отопления многоэтажных домов, каждая из которых имеет как свои плюсы, так и свои минусы:
- Однотрубная система отопления многоэтажного дома вертикальная – надёжная система, благодаря чему пользуется популярностью. Помимо этого, на её реализацию требуется меньше материальных затрат, простота монтажа, детали могут быть унифицированы. Из недостатков можно отметить один, в отопительном сезоне бывают периоды, когда температура воздуха на улице повышается, а это значит, что в радиаторы (из-за перекрытия их), попадает меньше теплоносителя и он выходит из системы неостывшим.
- Двухтрубная система отопления многоэтажного дома вертикальная – эта система позволяет напрямую экономить тепло. При необходимости закрывается термостат, и теплоноситель будет продолжать поступать в нерегулируемые стояки, которые располагаются на лестничных клетках здания. Из-за того, что при такой схеме в стояке возникает гравитационное давление, часто отопление организуют, применяя нижнюю прокладку разводящей магистрали.
- Двухтрубная горизонтальная система – наиболее оптимальна как по гидродинамическим, так и по теплотехническим показателям. Эта система может применяться в домах самой разной этажности. Такая система позволяет эффективно экономить тепло, а также малоуязвима даже в тех случаях, которые не были учтены проектом. Единственный недостаток это высокая стоимость.
Прежде чем приступать к монтажным работам, необходимо спроектировать отопление. Как правило, проектирование отопительной системы многоэтажного дома выполняется на этапе проектирования самого дома. В процессе проектирования отопительной системы производятся расчеты, и разрабатывается схема отопления многоэтажного до расположения труб и отопительных приборов. В заключение работы над проектом, он проходит стадию согласования и утверждения в государственных инстанциях.
Как только проект согласован и получены все необходимые решения, начинается этап подбора оборудования и материалов, их закупки, а также осуществляется их доставка на объект. На объекте уже бригада монтажников приступает к монтажным работам.
Наши монтажники выполняют все работы с соблюдением всех нормативов, а также в чётком соответствии с проектной документацией. На заключительном этапе система отопления многоэтажного дома опрессовывается и производятся пусконаладочные работы.
Система отопления многоэтажного дома представляет особый интерес, ее можно рассмотреть на примере стандартного пятиэтажного дома. Необходимо выяснить, как в таком доме функционирует отопление и горячее водоснабжение.
Схема отопления двухэтажного дома.
В пятиэтажном доме подразумевается центральное отопление. в доме имеется ввод теплотрассы, есть водные задвижки, тепловых узлов может быть несколько.
В большинстве домов тепловой узел заперт, что делается для достижения безопасности. Несмотря на то что все это может показаться очень сложным, систему функционирования отопления можно описать доступными словами. Проще всего взять для примера пятиэтажный дом.
Схема отопления дома следующая. После водных задвижек располагаются грязевики (грязевик может быть один). Если система отопления открытая, то после грязевиков через врезки располагаются задвижки, которые стоят с обработки и подачи. Система отопления сделана таким образом, чтобы вода, в зависимости от обстоятельств, не могла браться с обратной стороны дома или с подачи. Все дело в том, что центральная система отопления многоквартирного дома функционирует на воде, которая перегрета, поступление воды осуществляется с котельной или с ТЭЦ, ее давление при этом составляет от 6 до 10 Кгс, а температура воды достигает 1500°С. Вода находится в жидком состоянии даже в очень холодную погоду благодаря повышенному давлению, поэтому она в трубопроводе не вскипает с образованием пара.
Когда такая высокая температура, то ГВС включается с обратной стороны здания, там температура воды не превышает 700°С. Если температура теплоносителя низкая (это происходит весной и осенью), то для нормального функционирования ГВС такая температура не может быть достаточной, тогда вода на ГВС идет с подачи в здание.
Теперь можно разобрать открытую систему отопления такого дома (это называется открытый водозабор), такая схема является одной из самых распространенных.
Обвязка батарей
При самостоятельном монтаже системы обязательно учитывайте требования, предъявляемые к элементам отопления, в частности байпаса. Зачастую его устанавливают в местах крепления радиаторов.
Далее рассмотрим вопрос применения байпаса в системе отопления более тщательно.
Радиаторы обвязываются по простой схеме
Зачем нужен байпас
Раньше при строительстве и обустройстве дома использовалось однотрубное отопление. Это значительно упрощало выполнение работ, а также снижало затраты. При этом в элеваторном узле устанавливались два коллектора, отвечающие за подачу и обработку теплоносителя. Дальше отопление разрабатывалось по разным схемам:
- Верхняя подача. От коллектора до верхнего этажа шла труба. По этому стояку теплоноситель подавался вверх. После этого он опускался вниз, проходя через все радиаторы.
- Нижняя подача. В этом случае теплоноситель начинает подаваться в радиаторы уже при поднятии вверх. Такое последовательное подключение приборов имеет характерные недостатки.
Как в первом, так и во втором случае подключение выполнено последовательно. При возникновении неполадки на каком-то оборудовании, придется отключить систему полностью.
Решается проблема включением в систему специальных труб-перемычек. При необходимости радиатор кранами отсекается от основной системы, не нарушая ее работу. Это дает возможность беспрепятственно провести ремонт батареи.
Перемычка устанавливается ближе к батарее
Это не единственная причина использования перемычки в отоплении. Нагрев помещения осуществляется радиаторами. При наличии байпаса с вентилями, хозяева квартиры имеют возможность самостоятельно провести регулировку подачи теплоносителя. Таким образом, контроль температурного режима в доме не составляет труда.
Труба перевязки имеет различную форму
Монтаж байпаса
Чтобы провести монтаж отопления, необходимо обладать определенными знаниями и навыками. При этом учитывается способ сборки трубопровода. Для этого используют резьбовое и фитинговое соединение, а также спайку труб. Обладание такими навыками упростит выполнение работ. При этом стоит учесть важные правила и рекомендации специалистов:
- На промежутке между стояком и байпасом не используются вентили. В противном случае циркуляция теплоносителя нарушается.
- На вертикальной трубе стояка перемычка монтируется в непосредственной близости к батарее. При этом предусматривается место для установки запорной арматуры. Вентили монтируют с двух сторон радиатора.
- Не стоит устанавливать вентили на байпасе без необходимости. Если установить краны на перемычке, произойдет разбалансировка схемы. В автономной системе частного дома это позволяет перенаправить поток. В многоэтажном строении указанный вариант малоэффективен и является нарушением норм.
- Важным является размер труб. Диаметр вставки на два размера меньше сечения стойка. Патрубки, отходящие к радиаторам, применяются на размер меньше. В горизонтальной схеме соотношение размеров несколько иное.
Соблюдение размеров труб и патрубков обеспечит нормальную работу системы, согласно законам гидравлики. Особенности монтажа напрямую зависят от типа используемого материала. Если речь идет о металлическом трубопроводе, то достаточно просто приварить перемычку и установить краны.
Монтаж осуществляется по-разному
Использование полипропиленовых или металлопластиковых труб предусматривает применение специальных фитингов. Байпас можно соорудить самостоятельно из трубы нужного размера или приобрести уже готовую деталь.
Насос часто устанавливают на перемычке
Конструкция байпаса
Устройство байпаса несложное. Конструктивно устройство байпаса состоит из следующих элементов: • циркуляционного насоса • фильтра грубой очистки • запорной арматуры.
Байпас в отопительной системе может работать постоянно или во время запуска работы радиаторов. В качестве запорной арматуры в системе могут быть использованы элементы: • шаровой вентиль • обратный клапан. Поэтому считается необходимым наличие обратного клапана в системе отопления. В отопительной системе обратный клапан может быть установлен вместо крана.
При этом во время включения циркуляционного насоса обратный клапан находится в режиме закрытого состояния. При отключении электроэнергии клапан открывается автоматически, позволяя системе перейти в режим естественной циркуляции. Поэтому вопрос выбора запорной арматуры в конструкции байпаса является основополагающим. В случае отсутствия вентиля включение циркуляционного насоса происходит по малому отопительному контуру, который образован магистралью и байпасом.
В конструкции обратного клапана должна быть предусмотрена подпружиненная пластина и шар, перекрывающий просвет. Преимущества наличия обратного клапана в системе заключаются в его функционировании без присутствия или участия человека. Включение циркуляционного насоса под давлением смеси теплоносителя «закрывает» клапан. Но по надежности функционирования клапан уступает вентилю, потому что наличие в смеси теплоносителя абразивных примесей имеет место.
По мнению специалистов, занимающихся установкой запорной арматуры, оптимальным вариантом является приобретение вентиля от лучших производителей, потому что потекший шаровой кран ремонту не подлежит.
Виды перемычек
Существует три типа байпаса, их можно различить по механизмам, отвечающих за запорную функцию, выглядит список так:
- Для управления применяется механическое воздействие.
- Нерегулируемые, статичные модели.
- Элементы, снабженные автоматикой.
Каждый из представленных видов имеет свои особенности, касающиеся конструкции, способы применения также несколько отличаются. Чтобы подробно разобраться во всех мелких моментах и понять, какой нужен байпас, стоит рассмотреть каждый вариант исполнения по отдельности.
С ручным регулированием
Для регулировки в этой ситуации применяется шаровой кран, подобный тип обхода обрел широкую популярность потому, что в момент открытия проходимость трубы полностью соответствует общепринятым требованиям, а при необходимости путь можно без проблем отсечь.
Отсутствие гидравлического сопротивления благотворно сказывается на функционале магистрали, а с помощью дополнительного элемента получится регулировать напор жидкости.
Специалисты советуют обратить внимание на один нюанс, кран на байпасе со временем может прикипеть, чтобы избежать таких негативных последствий, необходимо периодически его проворачивать, не допуская простоя конструкции. Зачастую тип подключения, который в дальнейшем будет регулировать ручной байпас, используют для подключения батарей в однотрубном контуре или при обвязке циркулярного насоса
Зачастую тип подключения, который в дальнейшем будет регулировать ручной байпас, используют для подключения батарей в однотрубном контуре или при обвязке циркулярного насоса.
Автоматический
Из известных видов можно выделить:
- Клапанный.
- Инжекционный.
Подобные агрегаты получится заметить в магистрали гравитационного вида, поскольку для хорошей работы отопления не потребуется установка оборудования, отвечающего за принудительное передвижение теплоносителя. Клапанный тип приспособления служит для предотвращения беспрепятственного движения жидкости в обратную сторону.
Инжекционный байпас
Из недостатков стоит выделить повышенную чувствительность главного элемента к чистоте воды, внести неполадки в процесс циркуляционного насоса с байпасом могут такие неприятные загрязнения как:
- Накипь.
- Ржавчина.
- Металлическая стружка.
- Окалины.
Инжекционная модель функционирует по принципу гидроэлеватора, в момент запуска насосного оборудования некоторая часть диффузора патрубка входа заполняется жидкостью, где она ускоряется. В момент разряжения за счет сужения трубы теплоноситель с обхода затягивается и направляется уже с другой скоростью благодаря передаче кинетической энергии.
При выключенном насосе магистраль может плодотворно работать в естественном режиме, вода спокойно проходит через обвод, подобные конструкции намного реже засоряются, это обусловлено отсутствием точно подогнанных деталей.
Нерегулируемый
На такой составляющей системы отопления нет дополнительного оборудования, оно выглядит как обычная обходная труба. Режим становится неуправляемым, жидкость проходит через просвет в магистрали постоянно, подобные элементы были предусмотрены для подключения радиаторов.
В схеме с вертикальной установкой байпаса в системе отопления нужно учесть некоторые нюансы, диаметр сечения обхода должен быть немного меньше трубы контура. Горизонтальный тип врезки потребует соблюдения других требований, ведь горячая вода будет стремиться вверх, перемычку нужно создать с таким же диаметром как магистраль, а патрубок, подходящий к батарее меньшего сечения.
Для чего нужен байпас
Байпас — это обводный трубопровод, служащий для организации протекания теплоносителя в обход основного пути. Обычно на участке обвода вмонтировано какое либо оборудование. При этом один конец байпаса подключён к подводящему концу трубы, а другой к отводящему. В промежутке между обводной трубой (байпасом) и отверстием входа в прибор устанавливается запорная арматура.
Для того, чтобы устройство можно было полностью отключить, на отводящем конце трубы монтируют кран. (он находится в промежутке между отверстием выхода оборудования и байпасом)
Основа работы заключается в том, что любое устройство установленное посредством байпаса, можно отключить от всей системы просто перекрыв входной и выходной кран. Отключенное оборудование может ремонтироваться или меняться. И при этом непрерывность тока теплоносителя сохранится. Существует несколько случаев применения обводной трубы.
Подключение насоса через байпас
Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.
Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.
При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.
Байпасный клапан: что это такое?
В отопительной системе часто используется bypass режим. Что это за режим помогут понять схемы, представленные выше. Установка клапана позволяет устранять проблемы, которые возникают при появлении воздуха в отопительных приборах.
Так работает узел с перепускным клапаном
На схемах изображено байпасный узел с воздухоотводчиком
Обводная конструкция с клапаном способствует:
- увеличению эффективности сети и минимизации затрат на обогрев помещения;
- обеспечению плавного распределения теплоносителя.
Оборудование с обратным клапаном применяется для работы циркуляционных насосов. При запуске клапан открывается, пропуская через себя часть жидкости. После выключения насоса клапан закрывается и препятствует перетеканию жидкости в обратном направлении. Если нет электричества, то с помощью клапана перекрывается подача теплоносителя на насос, а открывается на главной магистрали.
Обратный клапан устанавливается на основном трубопроводе