Виды резьбы по дереву
Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:
- Плосковыемчатая резьба, где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
- Плоскорельефная резьба, где узор создается с помощью выборки фона.
- Рельефная резьба, где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
- Прорезная резьба, характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
- Скульптурная резьба, отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.
Плосковыемчатая резьба по дереву
В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:
- Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
- Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.
Плоскорельефная резьба по дереву
Данная техника декоративной обработки дерева является одной из распространенных. Ручная обработка древесины в этом случае заключается в фоновой выборке вокруг узора, и в итоге рисунок получается равномерным по глубине для всей композиции. В этом технике изображают животных, людей, растительные орнаменты. Применяется в прикладном творчестве и в архитектуре.
Рельефная резьба по дереву
Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:
- Барельефную резьбу, когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
- Горельефную резьбу, когда узор выступает более, чем на наполовину.
В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.
Прорезная резьба по дереву
В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.
Скульптурная резьба по дереву
Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике — скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.
Истоки промысла
Одним из талантливых и предприимчивых учеников мастерской в Абрамцево был будущий основатель производства, ставшего основой промысла кудринской резьбы. Это был житель деревни Кудрино, которая располагалась в 4 км от школы, сын простого крестьянина Василий Петрович Ворносков. Одиннадцатилетним мальчиком он отправился обучаться грамоте в школу Мамонтовой. Как раз в то время открылась столярно-резницкая мастерская, куда решил записаться и Василий. Мальчик учился усердно, к тому же имел организаторские способности, которые и помогли ему после окончания учебы создать производство, прославившее его на многие годы.
Мальчик с друзьями подолгу засиживался в музее, рассматривая образцы работ других мастеров, изучая рисунки и эскизы художников. Василий старался не только четко выполнять работу по данным эскизам, но и самостоятельно придумывать рисунки и узоры. Преподаватели всячески поощряли творческие порывы паренька.
После окончания учебы в 1890 году В. П. Ворносков открыл небольшую мастерскую в родном Кудрино, однако еще выполнял заказы, поступающие из абрамцевской мастерской. Со временем у Василия Петровича сформировался собственный стиль, основанный на невысоком и мягком рельефе с закругленными краями. В основном на предметах изображался кружевной орнамент из веток и листочков, для резьбы мастер использовал более 20 разных стамесок. Такой стиль называли в честь мастера ворносковской резьбой. Второе название происходит от наименования села, где работал мастер. Это кудринская резьба, или в простонародье «кудринка», которая сразу завоевала большую популярность по всей стране, работы выставлялись в Париже и получали золотые или серебряные награды.
Материал для работы
Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров. У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы
Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего
У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.
Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно
Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент. Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину
На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать
Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.
Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.
Инструменты для работы
В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.
Эти навыки помогут в дальнейшем:
- быстрее освоить профессиональные станки;
- исправлять неточности;
- вытачивать миниатюрные узоры.
В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.
Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.
Подойдут:
- ножовка;
- лучковая пила;
- лобзик.
Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.
Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.
Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.
Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.
В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:
Инструмент | Предназначение |
Ручная дрель | Сверлить сквозные отверстия и небольшие углубления |
Ножи разных размеров | Стёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали |
Маленький топор | Срубать мелкие сучки и делать засечки |
Наждачная бумага разной зернистости | Шлифовать изделия |
Струбцина | Надежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице |
Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.
Резьба по дереву
Плоскорельефная резьба
Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путем выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента (рис. 185).
Такой вид резьбы дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоемкая, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента.
Рис. 185. Плоскорепьефная резьба: 1 – наличник; 2, 3 – орнаментальные полосы; 4 – панно
Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения (рис. 186): с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, с подушечным фоном.
Рис. 186. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром: б – с подобранным (выбранным) фоном: 1 – чвканка фона; 2 – порезки уголком; 3 – порезки полукруглыми стамесками; в – с подушечным фоном
Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Работа выполняется стоя. Процесс резьбы начинается с надреза по контуру рисунка (рис. 187). Надрез может быть сделан косячком или краем отлогой стамески почти вертикально, затем следует подрезка со стороны фона. Для работы подбирают такие стамески, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения слоя древесины.
Рис. 187. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура орнамента
После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы эта грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.
При выполнении крупного орнамента с углубленной выемкой для облегчения работы можно использовать стамески-уголки, клюкарзы-уголки, а также полукруглые стамески. Делать выемки можно с помощью киянки, направляя стамеску ударами. Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров от линии рисунка. Получив выемку, продолжают резьбу (заоваливают), как указано выше.
Резьба с подобранным (выбранным) фоном (рис. 188). Выполняется так же, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать ему особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это сделает резное изображение еще более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект.
Рис. 188. Техника выполнения плоскорепьефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном: а – надрез: б – подрезки; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заовапиванио контура
Техника выполнения плоскорельефной резьбы. По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура украшения. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками или стамесками-клюкарзами – гладкими или профилированными, в зависимости от того, каким задуман фон.
При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки
Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого – со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.
В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным (рис. 189), а резьба с заоваленными контурами выглядит более строго, графично.
Рис. 189. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрез по контуру: б – подрезка к вершине фона: в – заоваливание фона и контура орнамента
Чем можно переносить координатную сетку на заготовку?
Обычно пользуются чертилкой либо рейсмусом с карандашом и плоскостным угольником. Горизонтальные линии координатной сетки переносят на заготовку рейсмусом, например с верстачной доски или ровной поверхности верстака. Для перенесения вертикальных линий используют рейсмус, но не с верстака или доски, а с угольника, который фиксируется струбциной.Координатная сетка на заготовке сохраняется до завершения изделия, поскольку позволяет контролировать работу резчика. Ряд элементов геометрической резьбы, в частности розетки и «сияния», вырезаются в разных направлениях. Чтобы избежать скола, заготовку необходимо вращать, для чего применяют специальное устройство (рис. 73). Можно также сделать вращающейся крышку стола.
Рис. 73. Устройство для вращения закрепленной заготовки: 1 – фиксатор; 2 –вращающийся диск; 3 – обрабатываемая заготовка; 4 – струбцина; 5 – ребра жесткости диска; 6 – подкладки; 7 – столешница
Как вырезать двухгранные выемки, мы уже писали, остается только заметить, что выполнение их на прямолинейном или дугообразном участке, в составе розеток и иных элементов, осуществляется в различных направлениях – вдоль, поперек или по наклонной кволокнам
Здесь важно учитывать степень мягкости материала. На мягкой древесине при резьбе двухгранных выемок небольшой глубины носок ножа-косяка устанавливают на начало размеченной линии и, постоянно держа инструмент под углом 30–40° и нажимая на него, прорезают ее на необходимую глубину движением на себя. Завершив выполнение одной линии, нож-косяк наклоняют на другую сторону и режут вторую грань, причем элемент будет выполнен правильно, если обе грани сомкнутся на одной глубине параллельно вершинам (рис. 74)
74)
Рис. 74. Выполнение выемки на мягкой древесине: а – надрезание первой грани носком ножа-косяка; б – надрезание с подъемом пятки ножа; в – подрезание второй грани Секреты между строк Можно ли перенести опорные точки с объемного эскиза?
В принципе, нет никакой разницы в перенесении опорных точек с плоскости или с объемного эскиза, выполненного, например, из глины или пластилина. Его фиксирует на доске с нанесенной координатной сеткой. На эскизе, используя рейсмус и плоскостной угольник, выполняют вертикальные и горизонтальные линии сетки. Затем на заготовке вычерчивают координатную сетку в необходимом масштабе и переносят на нее рисунок, выполненный карандашом. Опорными будут точки, в которых пересекаются детали рисунка и линии сетки. Последний нюанс: вырезание очередной выемки осуществляют от уже вырезанной грани. Если резать с противоположной стороны, обязательно произойдет скол древесины. Если древесина твердая, в первую очередь прорезают среднюю линию выемки (допускается несколько движений), после чего выполняют боковые грани, стараясь попадать линия в линию, постоянно держа инструмент под одним и тем же углом (рис. 75).
Рис. 75. Выполнение выемки на твердой древесине: а – прорезка срединной линии; б – надрезание; в – подрезание
Секреты между строк
Подбор материала
В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:
- липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
- осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
- сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
- клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
- дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.
Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.
Резьба по дереву для начинающих
Геометрическая резьба является самым простым видом творчества по дереву. Она не требует особой подготовки, много умения и опыта. С геометрией эскизов справится даже новичок. Для этого вида резьбы понадобятся такие инструменты:
- косой нож;
- стамеска;
- брусок;
- наждачная бумага;
- лак;
- морилка.
Главным инструментом является нож. Всегда нужно следить за степенью заточки его лезвия. Ножи для декоративной работы по дереву можно сделать самостоятельно.
Вначале неопытному резчику нужно научиться правильно держать нож. Для этого следует потренироваться, вырезая бороздки на деревянной доске. Начинающему резчику лучше использовать мягкое дерево
Важно перед работой определить направление волокна. Начать резать, крепко держа нож за низ ручки и направляя тупой угол ножа к себе. Нож наклонить вправо, а тупой угол лезвия ножа не должен полностью погружаться в дерево
Рука должна двигаться четко по линии
Нож наклонить вправо, а тупой угол лезвия ножа не должен полностью погружаться в дерево. Рука должна двигаться четко по линии.
Необходимые инструменты и материалы
Каждый мастер собирает свой набор. Но есть набор-минимум, без которого к искусству объемной резьбы невозможно подойти практически.
В работе вам пригодятся:
- резак – нож с коротким скошенным лезвием, инструмент является основным, так как он используется и в грубой обработке, и в формировании мелких деталей;
- косяк – применяется для создания орнамента на плоскостях;
- стамески – нужны для выборки материала, формирования углубленного рельефа;
- клепики – стамески с копьеобразным лезвием;
- пила – нужна для собственно выпиливания заготовок;
- дрель – для сверления отверстий;
- рашпили, шлифмашинка, набор буравов – все это нужно, чтобы фигурки животных соответствовали эскизу и получались максимально привлекательными.
Подбор древесины можно назвать отдельным искусством. Например, колоды пригодятся мастеру для изготовления ростовых простых скульптур. Комли деревьев нужны для изготовления будущих зверушек. А если вы решили начать с формирования фигуры кошки, присмотритесь к разветвляющимся стволам.
Из древесины наиболее комфортны в резьбе тополь, ольха, осина, яблоня, лесной орех, липа. Любой материал должен быть цельным и сухим, не поврежденным гнилью и вредителями.
Изготавливаем наличники для окон на деревянный дом самостоятельно – пошаговый процесс
Перед тем, как приступить к созданию наличника, следует выбрать и распечатать эскиз. Подробно об этом мы уже рассказали в разделе «Шаблоны для резных наличников на деревянный дом».
Как правильно создать узоры? Распространение нашли два основных метода:
- Прорезная резьба – предполагает выполнение сквозного орнамента, который по своему внешнему виду напоминает кружево.
- Накладная резьба – ключевое отличие состоит в том, что все элементы, составляющие оконный наличник, выполняются отдельно и размещаются на заранее подготовленную основу.
Для самостоятельного изготовления резных наличников из досок на окна потребуется:
- лобзик – необходим для кропотливых работ, требующих особой аккуратности;
- ножовка;
- нож, стамеска;
- фрезеровальный станок – используется для придания изделиям мелких граней.
Самостоятельно сделать резные наличники на окна достаточно просто:
- Проведите предварительные замеры окон. Следите за точностью замеров, лучше всего провести их несколько раз. Это позволит избежать временных затрат и порчи материалов.
- Подберите древесину – ее ширина должна гармонировать с габаритами оконных проемов. Если речь идет о выполнении прорезной резьбы, использовать необходимо древесину толщиной не менее 30 мм. Если предпочтение отдано накладной резьбе, исходное полотно должно иметь ширину не менее 10 мм. Ни в коем случае нельзя использовать сырое или чуть влажное дерево при изготовлении наличников. Полотно должно быть полностью сухим.
- Приступайте к вырезке заготовки для будущего наличника из досок с использованием специального трафарета. Трафареты целесообразнее всего закрепить на поверхности доски с использованием клея. Полученная заготовка в обязательном порядке должна быть обработана защитным составом.
- Выполните вырезку деталей и мелких накладных элементов – для проведения работ лучше всего использовать лобзик. Сначала необходимо вырезать на доске внешние, а затем внутренние детали.
- Для обтачивания можно также воспользоваться специальным электроточилом с камнем: можно легко придать нужную форму практически любому элементу. Процедура требует особой аккуратности, поэтому спешить не стоит. Применяйте различные типы пилок для элементов различных размеров – это позволит получить аккуратные детали.
- Ошкурьте полученные мелкие изделия – целесообразно воспользоваться обычной наждачной бумагой. Обязательно обработайте резные детали сильной пропиткой. Для того чтобы убрать характерную белизну дерева после шлифовки, применяют профессиональные растворы на основе хрома, железа и меди.
- При необходимости можно покрыть составляющие наличника лаком – так изделия будут защищены от воздействия солнца, перепадов температур.
Перейдите к непосредственному монтажу соединению всех элементов. Здесь можно использовать как гвозди без шляпок, так и шипы – выступающие элементы крепежа. Лучше всего изготавливать их из древесины твердых пород. Нормальный размер шипа – от 6 до 25 мм.
Монтаж наличника на окно может проводиться двумя способами:
На глухой тип:
- На поверхности оконной рамы и наличников при помощи карандаша отмечаются места расположения шипов – элементов для монтажа.
- При помощи инструментов в соответствии с проведенной разметкой создаются выемки для шипов на оконной раме – пазы. Диаметр пазов должен превышать размер шипов примерно на 2-5 мм.
- Клеящее вещество наносится равномерно на шипы. Шипы с нанесенным клеем аккуратно внедряются в паз – предварительно подготовленную выемку для шипов в раме, после чего на них насаживаются наличники.
Такой метод крепления примечателен тем, что позволяет уберечь изготовленные наличники от неблагоприятного воздействия влаги, грязи и пыли. Он достаточно сложен и требует аккуратности, однако позволяет получить наиболее надежное соединение.
С использованием сквозного шипа – при монтаже места стыков следует покрыть прозрачным или цветным лаком, после чего переходить к установке на клей.
Для облегчения процесса монтажа лучше всего обрамить оконный проем специальной рейкой. Она позволит устранить возможные неровности стены и позволит создать надежную основу. Толщина рейки не должна превышать 10-15 миллиметров.
Советы по выбору древесины
Профессионалы разделяют древесину на 3 вида:
- мягкая;
- твердая;
- сверхтвёрдая.
Начинающим следует отдать предпочтение первым 2 вариантам. Мягкая древесина податлива. От неё легко отрезать мелкие части, формируя красивые узоры. С твёрдыми материалами работать чуть сложнее, но они более долговечны. Фигурки, сделанные из такой древесины, не рассыхаются со временем и не лопаться.
Легко работать со следующими видами дерева:
- ель;
- каштан;
- пихта;
- сосна;
- ива;
- липа;
- тополь;
- ольха;
- бук;
- берёза;
- осина;
- ясень;
- вяз.
Из сверхтвёрдых древесных пород изготавливают дорогую и качественную мебель. С этим материалом тяжело работать вручную, для обработки чаще используются габаритные станки, поэтому для резьбы такая древесина не подойдёт.
Вывод
Один известный скульптор однажды сказал, что композиция — это самое сложное в искусстве. Общих правил его составления не существует. Постичь алгоритм композиции и развить хороший художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественное расположение элементов. Этот совет относится не только к скульпторам, архитекторам или художникам, но и к резчикам по дереву. Вначале, во время обучения, начинающие художники используют готовые чертежи, чтобы приобрести практику и навыки, необходимые для создания работ хорошего качества
Позже, однако, все пытаются осторожно вступить на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Требуется тонкое чувство баланса в композиции, на развитие которого уходят годы. Только научившись сочетать мастерство и художественный вкус, скульптор имеет право называть себя мастером, создающим изделия «с душой»
Только научившись сочетать мастерство и художественный вкус, скульптор имеет право называть себя мастером, создающим изделия «с душой».