Виды отвердителей
Качественные свойства полимеризирующих веществ для красящих веществ определяет их составом и назначением:
- Сиккативы — добавки, запускающие ускорение однокомпонентных ЛКМ. Их присутствие требуется исключительно в масляных составах.
- Отвердители — обязательный компонент двухкомпонентных красок и эмалей, в том числе и акриловых.
Непосредственные отвердители добавляют в основу акриловой краски, после чего приступают к окрашиванию. Они имеют определенный период «жизненной» активности, по окончании которого наступает полная полимеризация. Вводить отвердитель необходимо перед окрашиванием, но не ранее.В составе отвердителя для акриловых ЛКМ присутствует полиизоцианат, который содержит соединения, легко и быстро вступающие в реакцию с гидроксильными группами OH.
Преимущества применения отвердителя
Совершенно новый принцип полимеризации, в котором задействован отвердитель, наделяет акрилы множеством преимуществ перед пленкообразующими ЛКМ предыдущего поколения:
- Управляемая химическая реакция. Отверждение пленки больше не зависит от неподконтрольных и случайных факторов.
- Улучшение эксплуатационных характеристик. Образуемая в результате полимеризации пленка обладает устойчивостью к износу, растворителям, щелочам, кислотам, ультрафиолетовому солнечному излучению, хорошей адгезией к различным типам поверхностей, эластичностью, твердостью.
- Сокращение периода полного отверждения. Взаимодействие отвердителя с основой не требует создания каких-либо особых условий. Реакция начинает протекать уже при комнатной температуре.
В нормальных условиях покрытие полностью затвердевает через 16-18 часов, а при температуре в 60 градусов Цельсия — спустя 40-60 минут.
Как разбавить краску для краскопульта
Скорость растекания и высыхания краски зависит от показателей внешней температуры. Чтобы защитить и избежать плохого результата производители стараются перестраховаться и рекомендует каждый разбавитель применять при определенной температуре.
Автоэмали предоставляются в жидком виде, и при ее открытии это не значит, что она готова к нанесению, необходимо знать пропорции, которые позволят краске лечь легко и равномерно на поверхность из металла.
Добавляя растворитель, берите в учет состав краски, ведь в ней уже может содержатся определенное его количество.
Не стоит заниматься самостоятельными замера и добавлять растворитель на глаз.
Поэтому для покраски автомобиля идеален растворитель, который:
Используется при низких температурах, краска быстро высыхает, поэтому потеки не успевают даже появиться.
Если температура окружающей среды в пределах 25С следует обратить внимание на растворитель со средней скоростью испарения.
Если же температура выше 25С, то подойдет растворитель со свойствами медленного испарения. Когда краска начнет растекаться по поверхности, владелец авто получит прочную защиту кузова.. Если выбранный вами цвет – это «перламутр» или «металлик», то медленного растворителя ничего лучше не придумаешь
Только так можно добиться однотонной окраски и отсутствия остальных дефектов
Если выбранный вами цвет – это «перламутр» или «металлик», то медленного растворителя ничего лучше не придумаешь. Только так можно добиться однотонной окраски и отсутствия остальных дефектов.
Краска готова и остается только ее профильтровать, самый обычный способ – использовать для этого обычный капроновый чулок, только после этой процедуры можно провести работы по окрашиванию поверхности.
Измеряем вязкость
Любой маляр должен уметь контролировать такой жизненно важный показатель, как вязкость. Зачем? Чтобы она соответствовала рекомендованной величине. Опять же, зачем? Чтобы равномерно нанести материал на поверхность и получить покрытие необходимой толщины с требуемыми свойствами — красивое и прочное.
Зачем измерять вязкость?
Подробнее — на примере грунта-наполнителя. Поверхность, на которую мы его наносим, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Иными словами — выступы и углубления. От самой глубокой до самой высокой точки — примерно 50 микрон.
Так вот, если мы нанесем на эту поверхность слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка не сможет перекрыть эти неровности, да еще и с запасом на шлифовку (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность так и останется неровной, а грунт, по большому счету, будет израсходован зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель, затрачивая на ремонт в два раза больше времени.
Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти маленькие углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа).
Покрытие получается неплотное, плохо сцепленное с поверхностью, и в дальнейшем наполнитель начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, но и на этом неприятности не заканчиваются. Слишком густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу материалов при шлифовке.
И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить про краски и лаки. Глянец, оттенок, фактура и адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.
Кто-то спросит: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и гладко растеклось, а нанести потолще, чтобы был запас на шлифовку?»
Не лучшее решение, мягко говоря. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго оставаться мягким (до полного высыхания не часы и не дни, а недели и месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может привести к сморщиванию покрытия и нарушению адгезии между краской и грунтом. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого неприятного дефекта как «кипение» и множества других.
Итак, уметь контролировать вязкость нужно обязательно. Возникает вопрос: как?
Как измерить вязкость?
Часто можно наблюдать, как вязкость измеряют следующим образом: маляр берет какой-то длинный предмет (например отвертку), окунает ее в банку с приготовленной краской и бог его знает по признакам определяет, оптимальна ли вязкость или нужно разбавить еще.
Стоит сказать, что такой способ если и хорош, то только для профессионалов с очень большим опытом работы. Уж кто-кто, а они, что называется, кожей чувствуют лакокрасочный материал. А что же делать малярам-новичкам у которых опыта не так много?
Особенности разведения краски металлик
Металлик считается сложным ЛКП и требует точного выполнения технологии нанесения. Средство широко используется для покраски автотранспортных средств (автомобилей и мотоциклов). Поверхность получается с металлическим отражающим блеском. Этот эффект объясняется наличием в составе материала специальной алюминиевой пудры. На готовое покрытие не действует коррозия, а результат будет радовать глаз еще долгое время. Однако механическое воздействие и нарушение целостности покрытия в итоге приведет к его разрушению. Лакокрасочное средство не выгорает под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца.
Даже после тщательной шлифовки поверхности перед окрашиванием, на ней все равно остаются некоторые неровности и шероховатости. Если наносить слишком густую краску – она не сможет заполнить все микротрещины и неровности, поэтому возможны различные дефекты на окрашенной поверхности.
Можно удариться в крайность и сильно разбавлять краску для краскопульта перед окрашиванием кузова транспортного средства. В этом случае можно столкнуться с проблемой другого рода – густая краска не сможет хорошо растекаться по окрашиваемой поверхности, поэтому может появиться шагрень и сама краска будет очень плохо сохнуть.
И это касается не только краски, но и лака, от которого зависит внешний вид транспортного средства, его глянец и прочность нанесенного покрытия.
Как правильно покрасить автомобиль? Результат будет зависеть не только от соблюдения технологии покраски и соответствующих условий, в которых проводится окрашивание, но и от того, была ли правильно разбавлена краска перед нанесением на поверхность.
Практически все современные эмали и акриловые краски, которые имеются в продаже, уже разбавлены и продаются в жидком виде.
желтая краска
Но тем не менее нужно также добавлять в смесь растворитель, чтобы краска лучше ложилась на поверхность, а также после высыхания создала такое покрытие, которое будет надёжно защищать кузов от коррозийных процессов и различных механических повреждений.
Как разводить
Существует много растворителей, но следует подбирать те, что подходят для металлических поверхностей. Их приобретают в строительных или автомобильных магазинах. Если планируется использовать воду, ее обязательно берут дистиллированной, очищенной от добавок, так как акрил несколько прихотливее эмалей. При появлении сомнений в отношении консистенций или типов растворителей, рекомендуется делать пробные смешивания в небольших порциях.
Сегодня разработано несколько основных пропорций и способов, как разбавить краску для покраски авто:
- 1/1. Применяют для начальных, грубых слоёв по причине низкого содержания жира и более лёгкого нанесения с помощью кисти;
- 1/2. Чаще используют для вторичного слоя, кисть лучше пропитывается жидкостью и создаёт тонкие, равномерные слои;
- 1/5. Отличается повышенной адгезией, жидкость проникает в небольшие поры, трещины и другие неровности. Актуально к использованию для фактурных поверхностей;
- 1/15. Используется для специфических задач – создания градиента или особого декора с различной насыщенностью окрашенной поверхности. Получается смесь, в которой краска применяется только для придания мягкого, малозаметного оттенка. При многократном нанесении удаётся создать привлекательный вид с переходом от слабого до выраженного цвета.
Растворитель для акриловых красок X-20A
Все краски продаются в виде густой смеси, поэтому возникновение вопроса, как разбавить краску для краскопульта, очевидно и обосновано. При желании добиться равномерного слоя, применяя распылитель, лучше использовать жидкие варианты – от 1/2 до 1/5.
Делаем замес
Прежде чем заправить пистолет, следует смешать составляющие приобретенной краски.
Для правильного смешивания компонентов, при котором получается окрасочный материал требуемой вязкости, необходимо выполнить следующие условия.
Посуда
Важно, чтобы тара, в которой мы проводим смешивание, была строго цилиндрической формы (плоское дно и вертикальные стенки). Только в такой таре можно равномерно перемешивать компоненты и правильно отмерять их количество
Лучше, если это будет специальная мерная посуда в виде прозрачной пластиковой банки с крышкой. На такие банки нанесена разметка, позволяющая смешивать материалы в необходимом объемном соотношении (1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д.).
Мерная емкость для приготовления ЛКМ
Также для дозирования и перемешивания ЛКМ удобно пользоваться специальной линейкой с метками, определяющей объемные доли компонентов.
Наливаем основу в цилиндрическую посуду до определенного деления, а после до нужной отметки доливаем отвердитель (если добавляется), затем растворитель. Все той же линейкой перемешали — и готово. Нередко мерная линейка продается вместе с комплектом краски, а на всех фирменных банках указаны пропорции согласно этим линейкам.
Необходимое количество компонентов удобно отмерять с помощью мерной линейки. Затем той же линейкой поболтал — и готово
Пропорции
При том изобилии, которое воцарилось на лакокрасочном рынке, дать, как говорится, один рецепт на все случаи жизни невозможно по определению. Да и не нужно этого делать. Есть TDS — остальное сами знаете от кого.
Тем не менее, обозначить некоторые общие ориентиры было бы полезно. В принципе, мы уже говорили о них немного выше: в двухкомпонентные продукты обычно добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. Степень разбавления базовых эмалей колеблется, как правило, в пределах 50-80%. Ну а точные пропорции смотрите уже в инструкции к конкретному продукту: все баночные лаки и эмали имеют указания в виде пиктограмм, которые информируют, в какой пропорции нужно развести краску с отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем.
Если же вы заказываете краску на подборе в лаборатории, то вам выдадут комплект компонентов (обычно заказывают комплектом), смешав которые вы получите готовый к применению материал с рабочей вязкостью — как говорится, «под распылитель». Либо выдадут уже разведенную краску (разумеется, это касается только базы, поскольку время жизни двухкомпонентных материалов после смешивания строго ограничено).
Добавки
Описание рецептов приготовления лакокрасочных коктейлей было бы неполным без упоминания о добавках — материалах, применяющихся для изменения отдельно взятых характеристик эмалей, лаков или грунтов.
Например, для создания шероховатой поверхности — очень часто так окрашиваются пластиковые бамперы внедорожников — существуют структурные добавки разной степени зернистости. И вообще, чтобы краска на пластике не трескалась, в нее обязательно добавляется 20-40% пластификатора. Есть матирующие эластификаторы, разработанные для снижения степени блеска и окраски пластиковых деталей типа боковых накладок автомобилей Mercedes-Benz.
При покраске эффектными двухслойными покрытиями эти добавки нужно подмешивать к покровному лаку (пластификатор рекомендуется добавлять еще и в грунт-наполнитель). Подробнее о добавках и их применении читайте здесь.
Пошаговая инструкция по разбавлению
Прежде чем развести важно учитывать один момент – густоту лакокрасочного материала. Знайте, что качество покрытия напрямую зависит от правильности вязкости
На прилавках строительных магазинов можно отыскать всякие уже готовые к применению красочные материалы типа металлик.
Но, несмотря на это, даже в заводской вариант желательно добавить растворитель для улучшения дальнейшего нанесения.
Кроме того, покрытие высохнет за считанное время и обеспечиться защита от коррозийных процессов.
Так, в продаже реализуются:
- быстрого испарения (применяются при низких показателях температур);
- медленного испарения (годятся для жарких условий);
- универсальные составы (пригодны для любой погоды).
Окрашивать поверхность краской «металлик» нужно пульверизатором, потому стоит подготовить материал правильной густоты под устройство аппарата.
Главное при работе учитывать температуру, потому что от этого зависит распределение и скорость сушки покрытия.
На сегодня можно отыскать массу для того чтобы развести, которые «подстроены» под определенные климатические условия.
Потому если вы дилетант, лучше использовать универсальные составы, которые выдерживают любую температуру.
Если внимательно посмотреть на емкость с лакокрасочным средством, то можно узреть информацию от производителя об пропорциональном соотношении краски и средства которое поможет развести е’.
Разумеется, что стоит следовать данным рекомендациям. Правда стоит еще смотреть на дату выпуска и вид средства которое поможет развести, поскольку не всегда можно добиться правильной консистенции.
Поэтому, стоит протестировать с небольшим количеством.
Настройка пульверизатора под лак
Если регулировка пульверизатора под каждую краску делается индивидуально, то под лак можно настраивать только один раз. Для этого нужно открыть на максимум подачу краски и воздуха в факеле. Далее, надо сделать пару пробных спусков и, при необходимости, уменьшить подачу воздуха (для экономии можно также немного уменьшить подачу лака).
Желательно перед покраской обдуть руки и всю одежду воздухом (лучше это сделать подальше от рабочего места). Прежде чем начать красить, не помешает обдуть и саму деталь на случай, если на нее сели пылинки, после обтирания антистатической салфеткой. Потом можно наносить лак.
Сначала лучше пройти торцы и труднодоступные места деталей. Далее, можно наносить первый слой. Лучше его делать тонким, так как именно на нем больше всего срываются подтеки. Твердый лак (HS) можно наносить в 1,5-2 слоя, а мягкий (MS) — 2-3 слоя. Сушка между слоями должна длиться 7-20 минут (зависит от температуры и влажности).
Если нужно делать переход, то краску лучше распылять под углом 45 градусов, а переход лаком делать в самом узком месте. Если он со временем проявится, то будет минимально заметен.
В конце работы нужно обязательно тщательно вымыть пульверизатор. Это нужно делать не только ради красоты, но и для того, чтобы в ответственные моменты с него ничего не сыпалось и не стекало. В идеале нужно его разбирать и промывать в растворителе.
В спешке следует хотя бы снимать бачок и голову для промывки. Без этого минимального обслуживания эмали будут не только забивать все отверстия, но и перемешиваться с другими красками, изменяя их оттенок.
Очень хорошо, когда используется один краскопульт под краску, а другой только под лак. Это исключает постоянную перенастройку пульверизатора и дает возможность выбрать лучший вариант сопла для краски и лака. Так, покраска автомобиля лаком проходит максимально комфортно, а технология покраски автомобиля полностью соблюдается.
Основные ошибки
Добиваться стабильно высокого качества выполняемых работ можно только при соблюдении технологических рекомендаций по применению тех или иных материалов. Другого пути у тех, кто хочет ремонтировать современные автомобили и ремонтировать качественно, просто нет.
А между тем, игнорирование технологических требований остается основной (!) причиной дефектов и ошибок. Как говорится, «…уж сколько раз твердили миру»…
Но «свободные нравы» всегда были и будут: краскопульт настраиваем «на слух», краску смешиваем «на глаз», забываем о строго определенных «сроках жизни» приготовленных к использованию продуктов.
Например, за час лак меняет вязкость в среднем на 100%. Он густеет. До обеда мы его размешали, измерили вязкость — 20, довольные ушли трапезничать, возвращаемся минут через 50, а у него уже все 40! Само-собой, применять материал уже нельзя. Но часто ли кто-нибудь считается с подобной «мелочью»?
Часто ли кто-нибудь помнит о том, что материал, в который мы недолили отвердителя, уже не сможет толком отвердеть, как его ни суши. Акриловые двухкомпонентные материалы ведь как отверждаются: за счет химической реакции между акриловым связующим (основой) и веществом для сшивания молекул — полиизоцианатом (отвердителем). И только производитель ЛКМ может знать, какое количество звеньев -N=C=O (присутствующих в отвердителе) необходимо для реакции с определенным количеством звеньев OH (находящихся в составе основы) и превращения материала в прочную полимерную пленку (подробнее об этом здесь).
Вот и получается, что если мы наливаем недостаточно отвердителя, для корректного отверждения пленки просто не хватает сшивающего материала. Покрытие получается мягким, неотвержденным.
Обратная ситуация — с избытком отвердителя (и, соответственно, излишком звеньев -N=C=O) имеет противоположный эффект — покрытие получается слишком твердым, но при этом неэластичным, сильно подверженным отслаиванию, растрескиванию, возникновению сколов.
Так что если на банке лака написано разбавлять в пропорции 2:1, то нужно не полениться отмерить строго две части лака и одну часть отвердителя. Ни больше, ни меньше.
Корректная полимеризация двухкомпонентных материалов возможна только при соблюдении правильных пропорций смешивания с отвердителем
Ну а то, что отверждать акриловые материалы можно только оригинальными отвердителями — вообще обсуждению не подлежит. В акриловых системах сополимер и полиизоцианат тщательно подбираются друг к другу, и если мы возьмем отвердитель от другого лака или другого производителя — получим другой полимер с совершенно иными свойствами.
Банка с остатками отвердителя должна быть плотно закрытой, так как отвердитель реагирует с воздушной влагой, в результате чего происходит его помутнение и выпадение кристаллов, иногда гелеобразование. Чтобы воздух не поступал в частично использованную банку с отвердителем, рекомендуется переворачивать ее и ставить на крышку, и в таком положении хранить.
Экономить на разбавителе при покупке фирменной краски также не стоит: дорогая краска помутнеет, и это быстро отобьет охоту к подобным экспериментам.
Хороший мастер, которому небезразлично то, чем он занимается, все подобные рекомендации должен хорошо знать. Он должен иметь под рукой всю технологическую документацию и уметь читать пиктограммы, чтобы знать, где, как и какой именно продукт применить.
Итак, все вышеописанные действия были последовательно и добросовестно выполнены. Базовая краска приготовлена с рекомендованным количеством разбавителя, тщательно перемешана, отфильтрована и залита в бачок краскопульта. Теперь главное не забыть сделать тест-напыл, чтобы убедиться, что краскопульт распыляет лакокрасочный материал равномерно. Подробнее об этом — в следующей статье.
Как правильно ввести отвердитель?
Вначале необходимо подготовить емкость, затем в неё наливают основу, затем отвердитель. Чтобы придать краске необходимую вязкость, необходимо добавить растворитель, его вводят в самом конце. Как добавлять растворитель, описывается на упаковке, при долгом вытекании краски, необходимо выполнить повторное разбавление. Пропорции краски, и отвердителя также можно увидеть в инструкциях на упаковках, обычно порции указывают в частях, поэтому необходимо заранее приготовить небольшую емкость для измерения. При пропорции 2 к 1, делают две части краски, и один отвердитель. После добавления всех компонентов, состав тщательно размешивается, и выполняется работа по окрашиванию. Разведение краски производят непосредственно перед началом работы, чтобы состав не загустел.
Для приготовления состава нужно подготовить емкость для смешивания, это может быть чистое ведро или тазик, мерную чашу, палку для размешивания. Чтобы окрасить поверхность используют кисточку или валик. Акриловую краску разводят до требуемой консистенции, при чрезмерной густоте, добавляют растворитель. Такие отвердители используются для быстрого застывания краски, они придают поверхности эластичность, создавая защитную пленку от атмосферных осадков или агрессивных элементов.
Как использовать вискозиметр
Прежде чем разбавлять краску для краскопульта, следует измерить вязкость. Схема работы с прибором следующая.
Первым делом закрепляют измерительный прибор в вертикальном положении. Под него устанавливают чистые стаканчики – достаточно одного стакана. Емкость должна иметь объем более 100 мл. Затем сливное отверстие в приборе закрывают и наливают краску вровень по краям. Далее лакокрасочному материалу дают отстояться и после этого сливное отверстие открывают.
Нужная вязкость для качественного результата всегда указывается производителем на упаковке. Однако на величину могут влиять и другие факторы. Это температура воздуха, а также уровень влажности. Если на упаковке отсутствуют какие-либо данные о консистенции ЛКМ, тогда можно использовать следующие показатели:
- Уровень вязкости эмалей для окрашивания металла автомобилей должен составлять 15-20 сек;
- Масляные эмали и красители на масляной основе должны иметь уровень в 15-25 сек;
- Вязкость грунтовок должна составлять от 15 до 30 сек;
- Лаки разбавляются до 18-20 сек;
- Латексные краски могут иметь вязкость от 35 до 45 сек.
Получить правильный уровень вязкости краски для краскопульта можно с помощью добавления растворителей, который подбирают в зависимости от типа ЛКМ.